Я лишен, и может быть это моя настоящая лишенность и настоящая нищета, НЕнужного. Опять не в том смысле, что я лишен машины Saab и подмосковного четырехэтажного дворца и убеждаю себя, что мне это не нужно, — по-честному я знать так, так урезать себя не могу, может быть именно без них нет мне настоящего осуществления, но это опять под «может быть», а я лишен НЕнужного в смысле НЕнудящего. Всё вокруг меня и во мне давит, гонит, заставляет, нудит так или по-другому, жгуче или нет, и ИМЕННО потому, что я себя не уговариваю, что это ничего, что это так, без ресторана и без театра можно обойтись, и наоборот, ЗАМЕЧАЯ всю эту сплошную, круговую нужду, я замечаю и еще одно лишение, вот это: я жестко лишен НЕнужного, чего-то такого, что на меня не давило бы принуждением.
Может быть ЭТО НАСТОЯЩАЯ НИЩЕТА, которую мы за «нуждами» еще чувствуем — КАК ЕСЛИ БЫ НУЖДЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ БЫТЬ И СТРАШНО МНОГО НУЖД ИМЕННО ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ МЫ НЕ ЗНАЛИ НУЖДУ В НЕ-НУЖНОМ? В наше скудное время обращает на себя внимание радость, с какой люди объявляют громадность нужд, иногда откровенно, как высокое правительственное лицо объявило: наше время не для песен. Поэзию и философию можно пока отставить. Они НЕ-нужное, по Аристотелю философия НЕ нужна.
Владимир Бибихин . «Пора (время-бытие)»
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий