Жить в мире и не травмироваться миром невозможно

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

«Мир во зле лежит», и бремя мира - это бремя греха. Жить в мире и не травмироваться миром невозможно - травмируются все, но в разной степени и в разных местах, на разных уровнях. Быть может, мы более всего различаемся именно выбором наиболее выносимых для себя способов травмирования. Вот эту травму я могу понести, а ту - не могу, или это для меня более травматично, чем другое (более затратно в итоге).

Как здоровое тело способно выдерживать нагрузки (давление), так и личность в нас. Если правильно сложена душа, если всё в ней на своём месте, то и устойчивость её выше. Если же где-то существует перекос, неправильный изгиб, нарушающее баланс выпячивание или вогнутость, устойчивость уменьшается, и человек способен без вреда для себя выносить меньше.

Кто-то скажет: есть же мерзавцы, которые травмируют других, а сами не травмируются. Отвечу, что быть мерзавцем - это тоже травма. Просто человек решил, что эта травма ему по силам, а другая - нет. Причём он мог не проговаривать это для себя, просто сделал соответствующий выбор и стал тем, кем стал после.

* * *

Косвенное подтверждение - неизбежная профессиональная деформация («болезнь стула» - зависимость от стула, на котором сидишь). Вспомним также слова Христа «Кинь камень, кто сам без греха» - безгрешных не бывает. А если кто таковым себя считает, тот вдвойне болен - травмирован.

* * *

Наши травмы, наши шрамы на душе - свидетели наших незаметных внешнему оку внутренних сражений.

* * *

А бывает и так: человек выбрал один путь, но всё вокруг толкает его на другой - он не может устоять, поворачивает с прямой дороги на кривую. Косвенно он, конечно, винит других и обстоятельства, но на самом деле раскрывается его более глубокое содержание, которое и не позволило ему устоять. Обнаружение этой скрытой склонности - полезно, хоть и кажется провалом. Надо восстать на свою проблему любовью к Богу.

Человек может всю  жизнь обманываться насчёт себя, и скромность может оказаться скрытым тщеславием, а щедрость - скрытой жадностью. Открыть это в себе - спасительно, а не губительно, если вовремя спохватиться и исправиться. Что значит вовремя? До суда, т.е. когда случится то, о чём сказано: в чём застану, в том и сужу.

Не зря святые говорили о своих добродетелях как о грехах - во многих ракурсах это верно по отношению к человеческим добродетелям (и как не вполне чистым - всегда с примесью греха, и как попытке перекрыть, преодолеть грех противоположной добродетелью).

* * *

В своей голове, в воображении, спасительнее гибнуть, чем спасаться - спасительнее ощущать себя гибнущим. «Держи свой ум во аде и не отчаивайся», - таков совет прп. Силуана Афонского. Ныне же многие считают обратное, что надо держать ум в раю - думать, что спасён, чтобы ни происходило вокруг. Отсюда столько равнодушия в православных и согласие на любое зло, готовность с ним сотрудничать.
Держать ум во аде - это значит жаждать рая, а по жажде нам и даётся путь. Погибающий спасается жаждой спасения. А воображаемо спасённый не имеет настоящей жажды.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.