Античная философия в свете занимательных фактов

Автор
Андрей Баумейстер

Начало античной философии связывают с астрономическим фактом: древний мудрец Фалес Милетский предсказал затмение Солнца. Когда же оно произошло (в 585 году до н.э.), это событие необычайно поразило современников и попало в исторические анналы.

Конец античной философии связывают с политическим фактом: христианский император Юстиниан в 529 году н.э. своим указом запретил преподавание языческой философии, а также всякую публичную деятельность нехристиан. В Кодексе Юстиниана мы находим такие слова: «Мы воспрещаем преподавание доктрин тех, кто заражен сумасбродными идеями нечестивых язычников». Таким образом, историки помещают античную философию между затмением Солнца и императорским запретом. Между этими событиями – более тысячи лет.

От произведений древних философов начиная с Фалеса и до Демокрита (а это боле двухсот лет) нам достались только фрагменты. Они сохранились благодаря цитированию более поздних авторов. Например, самый древний фрагмент философа Анаксимандра (приблизительно 611-546 гг. до н.э.) дошел до нас благодаря цитате неоплатоника Симпликия (его расцвет пришелся на 540 г. н.э.). Так что «расстояние» между фразой и текстом, в котором она зафиксирована, – более тысячи лет. Благодаря тому же Симпликию, который не поленился законспектировать большие отрывки из поэмы Парменида, мы знаем о последнем, как об основателе онтологии (учения о бытии). Не будь этого конспекта, мы бы знали о Пармениде лишь по диалогу Платона, где Парменид  предстает величественным старцем, обучающим молодого Сократа искусству обращения с идеями.

Многие античные философы ничего не писали. Они говорили со своими учениками, а те передавали последующим поколениям изречения своих учителей. Самые яркие примеры – Сократ и Эпиктет (философ-стоик, живший много столетий спустя после Сократа). Но ведь и Христос ничего не писал. За исключением того, что было написано им на песке, когда к нему привели женщину, пойманную в прелюбодеянии. Но песок, как известно, плохой хранитель информации. Поэтому то, что написал Христос, к сожалению, до нас не дошло. А ученики поленились прочитать.

Большинство текстов, написанных античными философами, имели эзотерический характер. То есть они были адресованы узкому кругу учеников. Например, таковы все известные нам тексты Аристотеля. Они изначально представляли собой конспекты лекций и разрозненные заметки, которые потом, спустя несколько столетий, упорядочили комментаторы (Андроник Родосский и др.). А вот популярные тексты Аристотеля, имевшие хождение при его жизни и сразу после его смерти (написанные в стиле диалогов Платона) были утрачены и до нас дошли только фрагменты.

Некотором античным школам вообще не повезло. Мы очень мало знаем об учении стоиков (особенно ранних). Знаем только, что стоиками было написано множество утонченных и глубоких философских текстов и если бы тексты Платона и Аристотеля были бы утрачены, а тексты стоиков полностью бы сохранились, мы бы считали именно стоицизм главной школой античной философии. О Платоне же ходили бы разные мифы и анекдоты. А благодаря тому, что Диоген Лаэртский (историк философии второй половины третьего века) законспектировал письма Эпикура, мы вообще знаем тексты основателя эпикуреизма.

Многое мы знаем об античных философах благодаря сплетням и злым анекдотам. Сплетни распускались намеренно с целью очернить своих оппонентов. Стоики распускали ложные слухи о распущенности эпикурейцев. Сохранилось много злых анекдотов о Пифагоре (как о плагиаторе, шарлатане, зазнайке и вожде проходимцев). Благодаря этому мы точно знаем, что Пифагор был реальным человеком. Ведь слишком много ненависти, как для вымышленного персонажа. Рассказывали злые анекдоты о Гераклите. Кстати, обвинения в плагиате было распространенным  явлением. В плагиате обвиняли даже Платона (говорили, что он все списал у пифагорейцев). Конечно, сплетням верить некрасиво. Но когда кроме сплетен нет другой информации, приходится иметь дело и с ними. Это к вопросу о роли сплетников в истории. Как мы знаем, всем революциям предшествовали сплетни. Большинство сплетен пускали в ход намеренно для того, чтобы опорочить королей, императоров или господствующие режимы. Беда в том, что сплетням верят охотнее, чем правде. Но такова уж человеческая природа.

2015

andriibaumeister.com

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

0

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.