Человек как «образ и подобие»

Тело, как учит Моисей, было сотворено «из праха», в то время как Платон называет его «земным узилищем».1104 Разумная душа, далее, была вдохнута Богом «в лицо» человека, и именно здесь, говорит Платон, помещена правящая часть души1105, поскольку именно так истолковывает он появление ощущений в первозданном человеке. Поэтому не случайно сказано, что человек создан «по образу и подобию»1106, а «образ» Бога – это божественный и царственной Логос, [Первый] Человек, еще не подверженный страстям.1107Ум человека – это образ этого образа.
[Платоническое] учение об уподоблении можно встретить и у Моисея, однако он называет это следованием Богу: «Господу Богу вашему следуйте и заповеди Его соблюдайте» (Втор. 13:4). Таковы, я полагаю, все праведные, поскольку они следуют Богу и служат Ему.
 В этом же смысле, согласно стоикам, предельная цель занятий философией – это жизнь в соответствии с природой1108, а согласно Платону – это «уподобление Богу».1109 (Впрочем, об этом сказано во второй книге Стромат1110.) Зенон Стоик, взяв это у Платона, а тот – у варварских философов, говорил, что все хорошие люди – дружественны друг другу.1111 Именно об этом говорит Сократ в «Федре»: «Ведь нет такого, чтобы дурной был другом дурному, а хороший другом хорошему – не был».1112 Точно так же и в «Лисиде» он показывает, что дружба никогда не сохраняется между неправедными и дурными.1113  Афинский гость говорит так же, что «имеется практика дружбы и следования Богу, основанная на древнем принципе, который гласит, что подобное дружественно подобному в пределах меры, лишенные же этой меры не способны прийти к согласию ни с другими, лишенными ее, ни с теми, кто от нее отклоняется. И только Бог может быть истинной мерой всех вещей».1114  И немного далее сказано, что добрый подобен доброму, и, будучи в этом подобным Богу, он становится другом не только всякому доброму, но и самому Богу.1115 Это напомнило мне сказанное в конце «Тимея»: «Следует добиться, чтобы мыслящее стало подобным мыслимому, как этого требует его изначальная природа, и таким образом достигнуть той совершенной жизни, которую боги предложили нам на эти и будущие времена».1116 Смысл этих слов близок следующим: «Ищущий не прекращает поиск пока не найдет, найдя, он восхищается, восхитившись – владеет, овладев – успокаивается».1117
 Не о том ли говорит и Фалес? Ведь наши учения о том, что Бог славен во веки веков и «знает сердце» каждого, истолкованы им следующим образом: «Говорят, что Фалеса спросили: «Что есть божественное?». Он же ответил: «То, что не имеет ни начала, ни конца». Когда же его снова спросили: «В силах ли человек скрыть свои дела от божества?», то он ответил: «Каким же образом, если человек не в силах утаить даже своих мыслей?»1118

1104 [Платон] Аксиох, 365 е: «Мы – это душа, бессмертное существо, запертое в подверженном гибели узилище».
1105 Ср. Платон, Федр, 246 а-b.
1106 Ср. Быт. 1:26.
1107 Ср. Philo, Quis rerum divinarum heres, 231.
1108 Ср. e.g. Chrysippus, fr. mor. 6 Arnim.
1109 Теэтет, 176 а-b.
1110 Стром. II 100, 1.
1111 Zeno, fr. 223 Arnim.
1112 Федр, 255 b.
1113 Лисид, 214 а-d.
1114 Законы, IV 716c1–5.
1115 Ср. Законы, IV 716d1–2; Лисид, 214с6–7.
1116 Тимей, 90 d.
1117 Евангелие Евреев (Евр. Euang. fr.16 Handmann).
1118 Ср. Diogenes Laertius I, 36.

Пресв. Климент Александрийский
Строматы. Книга 5

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.