Ницше проясняет: ценности по сущности своей - точки зрения, а потому одновременно всегда и условия сохранения, и условия возрастания. Где бы ни полагались ценности, всегда должны одновременно схватываться взором оба условия - так, чтобы всегда оставаться едиными в сопряженности между собой. Почему? Очевидно лишь потому, что таково по своей сущности само сущее в своём стремлении-представлении, - оно нуждается в такой двойной точке глаза. Условием чего же служат ценности в качестве точек зрения, если в одно и то же время они должны обусловить и сохранение, и возрастание? Сохранение и возрастание характеризуют неотрывные друг от друга основные тяготения жизни. Сущность жизни немыслима без желания роста, возрастания. Если жизнь ограничивается самосохранением, она деградирует. Так, к примеру, обеспечение жизненного пространства никогда не бывает целью живого - это всегда только средство возрастания, средство возвышения жизни. И, наоборот, возросшая жизнь, в свою очередь, возвышает, усиливает потребность в расширении пространства. Однако возрастание невозможно, если не обеспечен основной состав, его постоянство, если он не сохранен как способный к возрастанию. Поэтому живое - это всегда соединённое двумя основополагающими тяготениями возрастания и сохранения «сложное образование жизни». Ценности, будучи точками зрения, направляют смотрение во взгляде-на - во взгляде на «сложные образования». Смотрение - это всякий раз смотрение такого-то жизненного взгляда, и им пронизано всякое живое существ. Полагая точки глаза для всего живого, жизнь оказывается в своей сущности полагающей ценности.
* * *
Ценность, по словам Ницше, есть «точка зрения условий сохранения, возрастания, что касается сложных образований с относительной длительностью жизни в пределах становления».
* * *
«Становление» означает здесь переход от чего-то к чему-то...
* * *
«Становление» - это для Ницше воля к власти.
Хайдеггер. Ницше и Пустота
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий