В ЛОФТе 1890 прошла первая лекция из цикла «Смысл искусства» в рамках проекта «Школа интеллектуального досуга».
Тема: «Что делает искусство современным?»
Лектор: Андрей Макаров, д.ф.н, профессор, культуролог
Итак, что же делает искусство современным? Как его понять и отличить? На какие вопросы отвечает современное искусство?
Ключевым признаком contemporary art (актуального искусства) является наличие художественного жеста. Его критериями были названы:
• концептуализация (работа с хорошо осознанным концептом);
• выверенность (продуманность, точность исполнения);
• выстраданность (наличие знаков захваченности художника «практикованием искусства»).
Совокупность критериев дает желаемый результат, а именно – эстетическое переживание, то есть эмоциональное состояние, вызванное эстетическим восприятием.
Поиск концепта, в свою очередь, основан на эксперименте, поэтому вопрос, на который отвечает современное искусство, – это вопрос КАК. Эксперимент осуществляется на основе трансгрессии – феномена перехода за границы контекста (шокинг, разрыв шаблонов, выход за рамки).
Пример 1.
Пьеса «4′33″» Джона Кейджа
Иначе пьесу называют «Четыре минуты тридцать три секунды». А Джона Кейджа – основателем минимализма в музыке. Исполнение пьесы заключается в том, что на всем ее протяжении из музыкального инструмента не извлекается ни звука. Публика слушает отсутствие и присутствие: отсутствие – музыки, как таковой; присутствие – посторонних звуков, исключить которые невозможно, – и поэтому пьеса всякий раз имеет уникальное звучание.
«Траурный марш для похорон великого глухого» Альфонса Алле – еще один пример минимализма в музыке, название которого говорит само за себя.
Пример 2.
«Черный квадрат» Казимира Малевича
(1915 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва)
«Черный квадрат» (по сути – прямоугольник, и не такой уж черный) – одна из самых обсуждаемых картин. Для ее существования необходимы были теоретические обоснования; и художник объяснил, что он изобразил НИЧЕГО.
Пример 3.
«Номер 5» Джексона Поллока
(1948 г., частная коллекция, Нью-Йорк)
Картина «Номер 5» относится к абстрактному экспрессионизму и выполнена в технике разбрызгивания. Это полотно является самой дорогой картиной современности и оценивается в $140 млн. И это уже результат работы не только художника, но и дилеров арт-рынка.
Пример 4.
Перформанс «Человек-собака» Олега Кулика
(Это надо смотреть :)
Пример 5.
Перформанс «В присутствии художника» Марины Абрамович
Предыстория такова, что задолго до перформанса Марина Абрамович решила расстаться со своим близким и еще любимым Уве Лайсипеном. Расставание произошло на Великой Китайской Стене: они долго шли навстречу друг другу и встретились в ее середине, обнялись и расстались навсегда. Спустя 18 лет художница проводила перформанс в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке. Суть его заключалась в том, что на протяжении одной минуты Марина молча смотрела на посетителя, сидящего напротив. Желающих обменяться взглядами с художницей было очень много. И тут появляется тот, кого увидеть она совсем не ожидала...
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий