Духовное делание - сложная штука. Результат бывает не прямолинейным.
Знала я одну бескорыстную женщину, которая на самом деле пользовалась бескорыстием как методом для собственного духовного роста. Она ничего не просила от других для себя, но давала другим всё, что могла. И росла, духовно преуспевая.
Потом она в какой-то момент поняла, что такое бескорыстие вредит порой другим - они перестают чувствовать землю под своими ногами, принимая всё как должное, и наглеют - всё больше и больше - считают свою важность причиной получаемого, а дающего видят своим рабом или тем, кто хочет купить добрыми поступками их благосклонность.
Она поняла, что не по-настоящему бескорыстна и попробовала сменить тактику. Она стала создавать обстоятельства, в которых другие тоже что-то давали ей - и тем росли сами. Она стала создавать условия не столько для своего роста и развития, сколько для их роста.Стала служить пользе ближнего по-другому, жертвуя собой иначе.
Оказалось, что и тут всё не так однозначно. Кто-то пользовался своей возможностью и рос, и она была поводом для его развития. Другие, наоборот, хотели только потреблять, а давать не хотели - отношения расстраивались. Она им прощала, но в прежнюю свою игру играть уже не могла.
Она менялась. Дошло до того, что она вообще решила умерить свой пыл в доброделании, т.к. не то добро делала, которое хотела. И оказалось, что если не делать пусть и неумелое и странное своё «добро», то можно вообще потеряться в дремучем лечу своих и чужих несовершенств. Вот почему говорится «Спаси себя прежде» - до чего же непростые это слова, не прямолинейные. Кто понимает их прямолинейно, ничего по-настоящему ещё не делал.
* * *
Кто-то больше любит брать себе - получает радость от получения, кто-то больше любит давать другим - отдача радует больше, чем приобретение, а кому-то - всё равно. Кажется, что вот это и есть бесстрастие, но это не так. Хотя может быть и так. Опять всё непросто.
«Всё равно» тоже бывает разным. Когда всё равно брать или давать, тогда обстоятельства или другие люди могут начать управлять ситуацией вместо человека, и тогда он совершенно утрачивает власть над собой.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
Наверное поэтому, православие так скупо на внешнее служение, в отличии от католицизма и протестантизма.
- Ответить
Ссылка на комментарийОтчасти да, но «вера без дел мертва», Христос в нас не бывает не делающим. Более того, Христос в нас лишь пока мы Его отдаём. Потому не будем оправдывать отсутствие внимания к человеку, тем более в наше недоброе время. Лично я отличаю подлинность христианина по отношению к другому. Собственно и человек настолько человек, насколько включается, видя нужду другого.
Забота о внутреннем человеке для нас более важна. Мы вообще народ созерцательный. Западный психотип, в отличие от русского, заточен на внешнее. Мы сильнее внутренним деланием, они - внешним, но равнодушие у другому не может быть нормой, ибо две у нас равнозначные заповеди: о любви к Богу и любви к ближнему.
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий