Спасаться или понимать? Грех философа в том, что понимать для него - первичная задача. Но, с другой стороны, смысл спасения в последнее время размывается всё больше и больше - люди не знают, что такое спасение, от чего спасаться надо.
И потому есть два пути: спасаться, не понимая - просто доверяясь старым рецептам от святых отцов 1), и искать свою подлинность, в которой и есть спасение 2).
Проблема первого пути в том, что правильно, без искажений, понять святого может только святой. Читая святых, мы вычитываем в них своё, думая при этом, что читаем их. Но мы лишь ОТЧАСТИ ИХ читаем.
Философ идёт окольным путём - через понимание, через поиск себя настоящего - не ложного, т.е. через себя идёт к Богу: отметая себя ложного, движется к себе истинному, который в Боге.
Святым можно стать и без такого понимания. Но покаяться без такого понимания сложно или даже невозможно. Однако без понимания можно учиться любви - подражая, т.е. не имея любви, творить дела любви. Так любовь сама прорастает внутри.
Получается, что философ ищет себя для Бога, ищет Бога через себя. Таким может быть путь и того, кто уже нашел Бога, и того, кто не нашел Его. Это другой путь, отличный от того, которым идёт вера. Он не отрицает веру, а, наоборот, утверждает её, поддерживает - если только философ не заболел болезнью многих (верующие ею тоже болеют) и не начал обожествлять себя и своё.
Самообожествление - отрицание Бога, оно губительно, независимо от того, идёт человек путём веры или философским путём.
Грех философа - понимание, и это его функция, его миссия, его жертва, если хотите; его дар миру (и себе самому, конечно).
* * *
Плод от древа познания добра и зла - это и есть философский плод, наверное.
* * *
Мышление всегда опосредовано человеком - человек непременно присутствует в мышлении, хотя само мышление (в отличие от обычного бытового и не только думания) осуществляется в Боге.
Спасение же может быть вручено Богу, и человек как бы полностью передаёт свои полномочия высшей инстанции - как бы самоустраняется. Спасение - акт юродства, а не самопознания. Но спасение невозможно без покаяния (не формального, а реального), которое вне акта мышления трудно представить. Но и без мышления, я думаю, покаяние возможно - телом и делом, но это путь только для слабых головой людей. У кого же голова здорова, тому мышление в помощь для осознания своих промахов (грехов). Философия занимается именно этим - выявлением ментальных промахов. Если человек пользуется умом, им надо пользоваться правильно.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
В храме Христа спасителя возле иконостаса две иконы Рождества: ,,Поклонение пастухов,, и ,,Поклонение волхвов,, Два пути, но пастухов короче. Часто вспоминаю когда заносит в высокоумие.
- Ответить
Ссылка на комментарийДумаю, что даже самый лучший, но чужой путь - это длинный путь. Свой - самый короткий, а уж какой он тебе предначертан, такой и придется идти. Не человек выбирает путь, а путь выбирает человека.
Другое дело - отношение к путям других людей. Мне кажется, что надо быть благодарным каждому за его дар. Когда люди судят о других по себе, когда судят не свои пути, абсолютизируя своё (понимание, представление, движение), люди грешат.
- Ответить
Ссылка на комментарийСпасибо. Вы дополнили статью?
- Ответить
Ссылка на комментарийДа, в том числе и благодаря Вам. У меня ведь живой процесс - приходят на ум уточнения, дополнения. Так всегда. Тема длится во мне, пока не додумаю до какой-то точки.
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий