Красота - это не столько соответствие пропорций, сколько включённость в Красоту, приобщённость. Быть красивым - это быть живым, настоящим - быть собой. Именно поэтому Сократ - красив, и этого рода красота - больше той, что измеряется линейкой.
Красота в человеке - это когда он способен создавать красоту в другом, а не, наоборот, когда он способен обезобразить другого (словом или делом). Создать условия для бытия красоты в мире, в человеке, в людях - вот дело красоты. Если кто создаёт условия только для себя, тот далёк от красоты, даже если соответствует всем внешним её критериям.
Красавец, уродующий других - безобразен.
И дело не в том, что есть этика и эстетика, а в том, что они - только в головах отделены друг от друга. Живое обладает целостностью живого.
Красота - оживляет, а не умерщвляет. Красивое даёт воздух для жизни, создаёт условия для цветения всего живого. Наш мир, склонный больше умерщвлять, потому и погибнет, что отнимает у жизни кислород, убивая красоту.
Механистичность, даже соответствующая всем стандартам и пропорциям, некрасива (хотя есть, конечно, и красота механистичного - результат дрессуры). В этом смысле изъян, выводящий за пределы механистичной повторяемости, может быть элементом красоты.
Красота хочет красивого, и в этом её сила. Не всякая красота действительно красива. Бывает красота как болезнь, красота как преступление, красота как порабощение, красота как убийство, красота как механизм - это всё виды некрасоты, которую люди могут считать красотой.
Красота в свободе от некрасоты.
* * *
Взгляд на традицию может быть с акцентом на некрасоту - человек в паутине. И воспроизводить можно не космос, а именно паутину, порабощающую человека. Возврат в паутину не есть возврат к традиционным ценностям именно по причине механистичности паутинного бытования - бесчеловечности.
* * *
Подумала о социальной паутине, в которую помещены люди. Паутина может диктовать поведение - алгоритмику действий, и в рамках этой алгоритмики выхода из тупика бесчеловечности нет. И добра нет, разумеется. Добро не алгоритмично в этом смысле - настоящее добро, оно выход за пределы паутины. Отсюда фриковатость добрых в литературе, например (идиоты - непременно идиоты!). В этом смысле полезно вспомнить слова прп. Арсении Себряковой: «Человеческое добро - мерзость пред Господом». Это ещё надо правильно понять. Но совпадает, мне кажется. Добро - за пределами паутины, оно ТОЛЬКО во Христе (эту истину чувствуют глубокие художники, даже если не знают). Опять же, это ещё надо правильно понять. И тут приходят на ум наши традиционные ценности, они ведь тоже могут быть просто паутиной - не давать силы. Чтобы они были действительно действенными, надо что-то ещё, кроме нитей паутины, о чём мало кто размышляет. Весьма актуальный вопрос: что должно быть в традиции, чтобы она животворила человека (спасала, освобождала), а не просто пленяла (давила, порабощала)? Обширная тема.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий