Конечная цель - стать другом Богу

Достаточные условия для счастья

Как это известно из варварской философии, только красота и добро, а также добродетель являются основаниями для счастья. Или, как сказано: «Вот, Я предложил твоим очам добро и зло, жизнь и смерть. Избери жизнь» (Втор. 30:15, 19). Жизнь, как и выбор ее, являются добром, противоположный же выбор – злом. Конечная цель при выборе добра и жизни, одна – в том, чтобы стать другом Богу: «Ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (Втор. 30:20), в любви к истине.
Выразимся более определенно. Спаситель, завещая любить Бога и своих ближних, учил, что на этих двух заповедях держатся «весь закон и пророки».  Подобное же мы встречаем у стоиков и об этом молитва Сократа в «Федре»: «О Пан и другие боги, дайте мне стать внутренне прекрасным».1119 В «Теэтете» же сказано: «Говорящий красиво сам красив и добр».1120 Точно так же в «Протагоре» он говорит своим спутникам, что ему наконец случилось встретить еще более красивого, чем Алкивиад (имея в виду Протагора), «если конечно наимудрейший наиболее прекрасен».1121И это потому, что, как он говорит, доблесть – это красота души, в то время как зло – причина ее разрушения.1122
Стоик Антипатр, который написал три книги о том, что «согласно Платону, только красота есть благо», старался показать, что только обладание добродетелью является достаточным условием для счастья. Он же приводит многочисленные тому свидетельства из учений других стоиков.1123

1119 Федр, 279 b.
1120 Теэтет, 185 е.
1121 Протагор, 309 е-d.
1122 Государство, IV 444 d-e.
1123 Antipater Tarsensis, fr. 56 Arnim.

Пресв. Климент Александрийский 
Строматы. Книга 5

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.