Мудрец в момент постижения истины ничего не знает - в этом навыке его сила

Отвечает Светлана Коппел-Ковтун

Pavel May, г. Мельбурн:
Возможны, по меньшей мере, два способа чтения Евангелий:
1. Читая Евангелие, для его понимания, мы используем известную нам из катехизиса, из церковного предания и писания учителей церкви, из современного православного богословия интерпретацию, толкование. Таким образом, смысл и значение евангельских событий мы знаем заранее, Евангелие только помогает нам его углубить и узнать важные детали.
Такому подходу я неосознанно следовал много лет, но при этом, должен был признаться, что после нескольких таких прочтений, мне стало неинтересно и поэтому трудно читать Евангелия. Учителя церкви, современное богословие описывают те же события гораздо понятней и прозрачней. А Евангелия воспринимаются местами, как достаточно путанное и непонятное изложение.
2. Можно читать Евангелия совершенно другим способом – ничего заранее не вкладывая в читаемое, но стараясь максимально исходить из того, что сказано в тексте. Когда смысл, значения событий и высказываний не понятен или неоднозначен, мы не спешим дать им объяснения исходя из традиционного толкования, но оставляем вопросы «подвешенными» до  того момента, когда дальнейшее чтение, возможно прояснит их. При этом очень важно то, что мы не просто оставляем эти места как непонятные, мы даем своему уму и сердцу полную свободу создавать разные варианты своего понимания, не отрицая ни один из вариантов, и не вынося окончательного суждения об их истинности. 
Понятно, что такое чтение крайне затруднительно осуществлять в одиночку, понятно, что совместное чтение в небольшой группе из трех – семи человек только и позволяет воспроизвести такую многовариантность. Понятно, что при чтении в группе должны возникать вопросы об основаниях того или иного варианта, возникать аргументы и контраргументы, но понимание именно такого характера – я называю это диалогом – позволяет избежать пустых споров и пререканий.
Цель такого совместного чтения – выработать свое личное прочтение библейских текстов, свое личное, глубоко продуманное и переживаемое понимание, и научиться в течении всей жизни это понимание постигать далее и далее, быть учеником Слова.
Именно такой диалогический способ чтения Библии и, конкретно, Нового завета я предлагаю в нашей группе

Мой ответ:
Можно и по-другому сказать. Евангелия можно читать Св. Духом, а можно пытаться без Св. Духа - как читают другие тексты, те же газеты, к примеру, или меню, или состав химический... Внешним оком и внутренним, и это главное различие. Внешнее око будет видеть внешнее, доступное внешнему - в лучшем случае (может и не видеть, а фантазировать на тему), может так же предожидать - как Вы пишете, знать наперед и потому не видеть, быть глухим и слепым отчасти. Но, будучи неопытном и слушая чужие верные наставления, может научиться внутреннему взгляду - если будет сердечно соучаствовать в том, что видели более опытные наставники. А они-то как раз, если видят, то умеют видеть, не зная наперед, забывая всё, что знают. Мудрец в момент постижения истины ничего не знает - в этом навыке его сила.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

2

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.