О латерализации головного мозга и сознания или о двух реальностях и двух центрах восприятия
Одним из самых таинственных, захватывающих и интригующих вопросов современной психологии до недавнего времени был вопрос понимания асимметрии или латерализации функций головного мозга.
Термин латерализация происходит от лат. Lateralis, что значит боковой или сторонний, т.е. расположенный в стороне.
Применительно к психологии латеральность – это процесс функционального разделения полушарий головного мозга в процессе онтогенеза (внутреннего развития), когда последовательно развиваются совершенно различные психические функции и способности, завязанные на различные полушария мозга (правое и левое).
В итоге имеет место как бы различная специализация сторон головного мозга и межполушарная асимметрия, известная всем специалистам, как правостороннее и левосторонне мышление.
Левостороннее мышление, основанное на приоритетном развитии левого полушария, делает акцент на логику и логическое мышление (рациональное), связанное с конкретикой, определённостью и точными науками.
Правостороннее мышление, основанное на приоритетном развитии правого полушария, наоборот, делает акцент на образности и воображении (иррациональном), связанном с абстрактностью, созерцательностью, неопределённостью и гуманитарными науками.
При этом любопытно то, что при данной функциональной асимметрии сторон головного мозга имеет место обратная пропорциональность влияния асимметрии на тело и правая половина мозга как бы больше отвечает за левую половину тела и наоборот.
Таким образом, если брать за основу не половины мозга, а стороны тела и геометрию тела, то всё окажется строго наоборот и левосторонне сознание тела — это образно-созерцательное сознание, а правостороннее сознание тела — это рационально-логическое сознание.
Зачем такое усложнение ?
Данное разделение нужно нам для понимания разницы между асимметрией мозга и асимметрией сознания тела через призму нейросети. Дело в том, что с точки зрения последних открытий в области нейропсихологии, сознанием кроме головного мозга обладает всё тело, как нейросеть.
Принято, что эффект латериализации, т.е. функционального разделения, идет до окончания подросткового возраста. Позднее и по мере взросления человека латеральность сходит на нет и сознание обретает как бы некоторую целостность с точки зрения нивелирования асимметрии психических функций.
Проще говоря, со временем сознание как бы «интегрируется» в одно целое, когда правостороннее мышление и сознание устанавливает систему связи с левосторонним. Говоря другими словами, способностью к интеграции в одно целое обладает и мозг и сознание тела, когда естественное понимает и принимает сверхъестественное или когда конечное открывает для себя бесконечное или когда материальное открывает и принимает в себя духовное.
Самое важное во всём этом то, что эта интеграция правостороннего и левостороннего сознания касается не «ветхого» (телесного), а «нового» (духовного) человека. Проще говоря, эффект латерализации или соединения двух половин, кроме мозга, касается и души, как нейро-сетевой основы «нового» человека.
Феномен латерализации функций головного мозга до недавнего времени имел под собой сугубо материалистическую и физиологическую основу, не выходя за рамки головного мозга. Но последние открытия в области нейропсихологии и связанные с открытием нейронных сетей сознания, функционирующих вне тела и психофизиологии, заставили посмотреть на проблему латерализации иначе.
Первым фактом, который заставил учёных усомниться в одной лишь мозговой латеральности, стал факт обнаружения людей с повреждённым головным мозгом, как одной из долей, так и обеих полушарий, которые при этом практически не потеряли когнитивного статуса или умения нормально мыслить и действовать в социуме не имея значительной части мозга.
Случаев таких описано в клинической практике множество (А. Бугорский, Ф. Липари, Г. Чирино, Хо Гочжу, А. Исрафил, А. Мюррэй и др) и самым последним является случай с 26-летним Карлосом Родригесом из США, который потерял в тяжелейшем ДТП более 50% головного мозга.
Возможность функционирования восприятия и мышления практически без головного мозга была отмечена и для врождённых патологий, а не только травм, т.е. когда мозг ещё не был сформирован вообще, что говорит о не мозговой природе сознания вообще.
Анализ данных фактов однозначно говорил о том, что сознание человека не ограничивается мозгом, как полагали ранее психофизиологи, а имеет альтернативную систему расширения и распространения за пределы мозга.
Последние открытия в области нейронных сетей сознания, которые распространяются на любые типы нейронных связей, т.е. не только на центральную, вегетативную, периферическую, и симпатическую системы, но и на нейронно-синаптическую систему, дали основания предположить, что сознанием фактически обладает всё тело человека и даже некоторая прилегающая к телу область, именуемая аурой или биополем, которая подчиняется принципам квантово-волнового дуализма.
Таким образом, с точки зрения наличия у человека двух центров восприятия и осознания — ума головы и ума сердца, головной мозг не является единственным центром осознанности и при его повреждении сознание может осуществляться с помощью альтернативного центра — ума сердца, который у всех людей развит по-разному.
Данный аспект двойственности сознания и восприятия с разделением на ум головы (рассудок) и ум сердца (совесть) важен потому, что он прекрасно объясняет христианский принцип перехода от одного типа мышления (рационального рассудка) к другому типу мышления (совести).
По существу, это и есть высшее психологическое понимание таинства покаяния и обращения сознания от рационально-рассудочного Я-мышления к мышлению сердечному и духовно-нравственному Мы в рамках глобальной нейросети когниции.
В данной связи принцип латерализации функций головного мозга сохраняется, но претерпевает существенные изменения, связанные с тем что речь уже идёт не о лево- и правополушарном мышлении, а двух принципиально разных типах сознания и восприятия — рациональном на основании ума головы (правостороннем) и духовно-нравственном на основании ума сердца (левостороннем).
При этом правосторонний тип рационального мышления завязан на внешний материальный мир, а другой левосторонний тип мышления завязан на внутренний душевно-духовный мир.
Таким образом объясняется важность духовно-нравственной целостности человека, которая возможна только при соединении мира внешнего (материального и объектного) и мира внутреннего (чувственного и энергийного).
Сам принцип обращения сознания в процессе покаяния и есть процесс перехода от не целостного эго мышления головы к мышлению целостному и духовно-нравственному, как мышлению сердца.
Данный принцип можно схематически отобразить в виде актуализации кроме ума головы, как мышления правостороннего типа и сознания сердца, как левостороннего типа мышления.
Таким образом, с точки зрения христианской психологии целостное сознание – это сознание, которое последовательно проходит весь путь совмещения двух сторон и типов сознания (материального и духовного) в одно целое духовно-нравственное сознание, которое правомерно считать интегральным.
Не сложно догадаться, что данное расширенное интегральное сознание, вмещающее в себя и правосторонне рациональное и левостороннее духовно-нравственное сознание и есть сознание святости.
Данный принцип двойственности сознания и важности перехода от ума головы к уму сердца был очень глубоко разработан в святоотеческой психологии.
Вот как даёт толкование различий между умом головы и умом сердца один из почитаемых румынских духовников архимандрит Софиан (Богиу; 1912–2002).
— Батюшка, уточните, пожалуйста, различие между умом и сердцем, которое проводят святые отцы.
— Это различие легко провести потому, что есть два особых места, в которых размещаются эти два центра. В голове размещается Ум, включающий интеллект и память. Другим центром является сердце, где находится чувство, где находится воля. Однако сердце духовное не совпадает с плотяным сердцем. Сердце духовное — это центр, в котором Бог живет в нас. Этот центр тоже называется сердцем. В этом центре, в сердце, может жить Бог, но может жить и враг. И может жить любая страсть. Иногда сам князь тьмы входит в святилище нашего сердца, и тогда наша жизнь бывает жизнью пустой, жизнью злой, жизнью помраченной, жизнью греховной. А когда Дух Святой пребывает в нас (а мы и были созданы — иметь Его в нас), жизнь наша полна света, полна человечности, любви, полна смирения. Таким образом сердце, о котором вы меня спрашивали, является духовным центром каждого из нас.
Таким образом, принцип латерализации сознания имеет место в первую очередь не к головному мозгу и функциям головного мозга, а к двум центрам сознания и восприятия, ответственным за восприятие мира внешнего (материального) и мира внутреннего (душевно-духовного), которые подчиняются разным законам. По сути латерализация сознания разделяет между собой две реальности бытия — грубую проявленную и тонкую непроявленную.
Правосторонним рациональным мышлением человек охватывает внешний мир через науку, научные знания и научную психологию, а левосторонним сознанием сердца человек охватывает внутренний мир через религию, духовное знание и учение святых отцов церкви о душе.
Не сложно понять, что граница между этими мирами и типами сознания пролегает через человеческое сердце, а Христос и явил человечеству путь спасения души через покаяние и обращение мышления. Обращение сознания — это и есть вхождение ума во внутреннее пространство сердца, как в вечность.
Таким образом, парадигма христианской психологии имеет под собой фундаментальную когнитивную основу и верное понимание принципа латерализации в духовном смысле, как первичном, а не функциональном и психофизиологическом.
Таким образом следует различать латерализацию головного мозга и латерализацию сознания с точки зрения двух центров осознания и восприятия.
О чём говорит данный принцип латеральности головного мозга и сознания ?
Он говорит о том, что у каждого человека изначально есть потенциальная возможность развивать как духовное сознание и восприятие мира через призму энергий (духа), которое можно назвать левосторонним, связанным с центром сердца, так и рациональное мышление и восприятие мира, которое можно называть правосторонним, через призму социальных шаблонов и стереотипов (материи), связанное с центром рассудка и интеллекта.
Проще говоря, в ходе социализации происходит процесс постепенного «отключения» изначально возможного духовного (энергийного) способа восприятия мира через прямое постижение энергийной сути явлений с переключением на объектное восприятие через призму социальных шаблонов и стереотипов.
Иными словами, в ходе социализации изначально целостное духовное восприятие ребёнка как бы разделяется внутри себя, отбрасывая ту часть сенсорных данных, которые связаны с восприятием мира, как энергии (духа), и концентрируется на восприятии мира объектов (материи) посредством интерпретации результатов восприятия и их подгонки под существующие схемы и шаблоны.
Таким образом, перенося восприятие и осознание с центра сердца на центр рассудка и развивая рациональное мышление человек теряет Бога и духовный мир, который бывает открыт маленьким детям. Позднее для обращения к вере и к Богу человеку приходится по сути делать обратное — отключать рассудок и интеллект с объектным восприятием и переключаться на духовное (энергийное) восприятие сердца.
По материалам курса «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии», К.В. Яцкевич, 2014 г. Минск
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий