Образ Божий - это реальное присутствие Бога

Нельзя любить ближнего своего, если не любишь Иисуса Христа, и нельзя любить Иисуса Христа, если не любишь ближнего своего, о чем Христос прямо и сказал: «Как вы можете любить Бога, если вы не любите того, кто вам близок! » Потому что и в ближних к нам – образ Божий. И в этом смысле надо понимать: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это не себялюбие: нужно возлюбить образ Божий и в себе, и в ближнем, а образ Божий - это реальное присутствие Бога в нас и в тех, кто нас окружает. 

Это сейчас необходимо напомнить, потому что в мире опять зашевелилась прежняя ненависть, вооруженная современными средствами уничтожения. И это очень опасно: ненависть всегда от лукавого! И надо сказать, что многие силы, которые выдают себя за силы прогрессивные, якобы выступающие за свободу, эту ненависть поддерживают и питают ее. 

Нужно помнить о том, что судьба Запада неотделима от судьбы западного христианства, даже если западное христианство не обладает полнотой истины, которой обладает Православие. 

Великий немецкий поэт и философ Новалис написал в свое время такую статью: «Христианство или Европа». Можем ли мы теперь сказать, что Европа – это христианство? 

Надо сказать, что проникновенные страницы Новалис посвятил также и исламу, а о том, какой глубокий интерес к исламу испытывали русские поэты и философы, нет нужды и говорить! Вспомните, у Пушкина были «Подражания Корану»… Владимир Соловьев написал, может быть, лучшую в мире биографию Мухаммеда… И, таким образом, нападая на ислам, нападают на христианство, а нападая на христианство, нападают на ислам, в котором явно выраженные христианские корни! 

* * *

Но этим вопрос не исчерпывается. Ненависть, которая пришла в мир, хитра. Самое главное, что те карикатуры, которые появились во французской печати, вовсе не являются признаком духовной свободы. Они крайне низкопробны в художественном отношении. В этом их принципиальное отличие, например, от Вольтера, который выступал на высочайшем художественном уровне, и поэтому, хотя с Вольтером мусульмане никогда не были согласны, он не вызывал такого возмущения, как эти карикатуры. Ибо Вольтер был явлением духовной жизни, что просвещенные мусульмане тоже, вероятно, сознавали. Но, навязывая эти низкопробные карикатуры, как раз и посягают на ту же свободу, за которую якобы выступают те, кто их навязывает. Потому что свобода, во-первых, означает уважением к другим точкам зрения, и во-вторых, свобода – это свобода творчества, а не свобода бездарных поделок.

Если эта линия восторжествует, она рядом с собой не потерпит никаких других явлений. И тогда та свобода, на которую претендуют те, кто сегодня претендует на нее, окажется подавленной. Это будет свобода для низкопробного «искусства», которое не может не быть антихристианским, поскольку христианское не может быть низкопробным.

Запад действительно оспаривает свою принадлежность к христианскому миру: тем самым он навлекает на себя страшные угрозы. И главное – это угроза той «свободы», которую Запад якобы отстаивает. Ибо свобода требует той Любви, которую явил Иисус Христос, явила Троица в День Богоявления, который мы сегодня празднуем!

Владимир Микушевич, 2015

Радонеж

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.