Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты

Иммануил Кант: Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты.

Мораль невозможна без свободы. Если мы предполагаем, что человек не свободен, если, например, все его действия определены волей Бога или закономерностью природы, то нельзя говорить о морали или нравственности, поскольку тогда нет места нравственной ответственности. Поэтому свобода человека является необходимой предпосылкой моральности.

Кант полагал, что действия человека в нравственном отношении могут определяться тремя факторами: долгом, склонностью и страхом.

* * *

Дойти до понятия - Гегель; дойти до созерцания - Гуссерль.

Феноменология - теория логических переживаний. Т.е. как разворачивается логическое переживание.

Ступени постижения: данность, наглядность (представление о структуре) и ясность (и чёткость).

Предмет - это помысленная вещь, т.е. вещь данная в сознании.

Трансцендентный и имманентный предмет. Различие между предметом в сознании и вещью в окружающем мире.

Интенциональность - это свойство сознания быть сознанием о чём-либо, т.е. сознание всегда предметно. Это предмет соответствующего модуса восприятия.

Сущность (эссенция) и существование (экзистенция). Гуссерль говорит о сущностях. Дазайн - существование (тут бытие).

Объединение сущности и созерцания - категориальная интуиция.

Сущность как общий предмет (Платон), и чтойность индивидуального предмета (Аристотель).

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки.

Одна из задач Гуссерля - доказать, что законы логики не выводимы из психологии.

Нет трансцендентального субъекта как его мыслил Кант, есть только мы - эмпирические субъекты. Трансцендентальность возможна только в диалоге, когда человек возводит меня в трансцендентальность, для этого собственно диалог и нужен.

Сознание имеет свой генезис, оно разворачивается во времени: сначала смутно, а потом всё больше и больше ясности. Память - модус сознания времени, чтобы связывать во времени различные впечатления. Синтез и анализ для различения. Какая деятельность основная для восприятия: синтетическая или аналитическая?

Человеку присущ пафос доведения до ясности.

Предмет может быть адекватно воспринят в звуковом восприяти (не в визуальном).

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.