Пример православного понимания роли женщины в христианском браке

ПРИМЕР ПРАВОСЛАВНОГО ПОНИМАНИЯ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ХРИСТИАНСКОМ БРАКЕ 
Из письма Понтия Миропия Аниция Паулина (Павлина Милостивого, епископа Ноланского) и его супруги Тересии (Pontius Meropius Anicius Paulinus et Theresia) к Апро и Аманде (Письмо XLIV, 3-4). 

В твоем письме вырисовывается облик твоей жены, не той, что ведет своего мужа к вялости и жадности, но той, которая благодаря своей умеренности и силе вновь становится «кость от кости» своего мужа. Удивительна эта женщина в ее подражании браку Бога с Церковью... 
Благословенны вы в Господе, соделавшем из обоих одно (см. Еф. 2, 14), Который из двух создал в Себе Самом одного нового человека, (см. Еф. 2, 15), Который един творящий чудеса (Пс. 71, 18), который обращает не только души, но также и чувства, временное - в вечное. Вот вы те же супруги, что были прежде, вы те же и в то же время - не те... 
Благословенна твоя супруга между женами... Поистине ее фундамент основан на камне, на котором дом, построенный однажды, не упадет, и стала она для тебя крепкой защитой от врага (Пс. 60, 4), с благочестивым усердием разбивающая неистовые волны мира сего, дабы ты, огражденный от моря, мог спокойно вести в порт Церкви корабль разума своего, постоянно размышляя о замыслах и действиях Божиих... Твоя подруга, в силу духовной любви взяв на себя все физические заботы, так что ее рабство стало ценой твоей свободы, однако служит не миру, но Христу и из любви к Нему выносит тяготы мира, дабы освободить от них тебя. 
Поистине, согласно делу и слову Божию, она дана тебе в помощницы и, повинуясь инстинкту, влечется к тебе, склоняясь по твоему кивку, останавливается там, где ты пребываешь, следует по твоим стопам, оживает в твоей душе, тратит свою жизнь ради твоей, дабы затем найти в ней отдохновение. Ибо она обременяет себя заботами мира сего, дабы ты был свободен от них, трудится в поте лица своего, дабы ты мог думать о делах небесных. Кажется, что она с головой ушла в мирские дела, но это для того, чтобы не они обладали тобою, но Христос. Ее воля не противоречит твоим намерениям, но, что еще более удивительно, общая вера отделяет ее от тебя в ее действиях, чтобы соединиться с тобой в воле... 
О такой супруге написано, что уверено в ней сердце мужа ее, (Прит. 31, 11) поскольку она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей (Прит. 31, 12); и потому ты можешь не беспокоиться о том, что происходит в твоем земном доме, но свободно и ревностно заботиться о том, что совершается в доме небесном... Ты глава ее во Христе, а она для тебя опора, благодаря которой ты можешь идти по пути Господа... И потому будет ей дано от плода рук ее, и муж ее будет прославлен у ворот дел ее в Господе, Который готовит вам общую жатву, посеянную теми делами, которые вы совершили с различными усилиями, но с равной любовью... 

…Приняв духовный сан, Павлин, по обычаю того времени, не развелся с женою, но сохранил с нею братские отношения, что и объясняет сам, говоря, «что они и теперь соединены, но другим образом; что они остались те же, но изменились». Тереза до самой смерти находилась около того, кто прежде был ее мужем, и письма, которые св. Павлин посылал своим современникам, величайшим епископам и известнейшим богословам, чтобы обменяться с ними мнениями или сообщить о своих сомнениях, всегда подписаны именем Терезы, наравне с его собственным именем: Paulinus et Theresia peccatores; и в ответ к нему всегда заботливо упоминается, что письмо написано для обоих. 
Св. Иероним удачно объяснил роль женщины, оказавшейся в подобном положении. Он написал одному испанцу, последовавшему примеру св. Павлина: «с вами та, которая была прежде вашей женой, вы обратили ее в сестру; она была женщиной, и стала мужчиной; она была вашей подчиненной, теперь она вам равная» (Epist., 71).
-
Из книги: Артуро Каттанео с участием Влаимира Зелинского и Наталии Костомаровой «Брак: дар и служение. Заметки о том, как подготовиться к браку и о том, как сохранить его молодость». Международный Благотворительный Фонд имени Александра Меня. Рига. 2001. с. 104-105. 
+
ПОНТИЙ МИРОПИЙ АНИЦИЙ ПАУЛИН (Павлин Ноланский) и ТЕРЕСИЯ (Pontius Meropius Anicius Paulinus et Theresia) 
Иллюстрация из книги: Histoire de saint Paulin de Nola par M. L’abbe F. Lagrange. Diuxieme edition. I. Paris. Librairie poussielgue freres rue Cassette, 15. 1881.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.