Интересную тему поднял о. Федор Людоговский:
Вот, пришел человек к вере, радуется, открывая мир богослужения. А потом проходят годы - и что делать дальше, куда развиваться? Все это богослужение надоедает (по мнению о.Федора): все одно и то же, снова чужие слова. А может быть, ну это все: "это больше не работает, баста. Так что, дорогой, не пыжься, не пытайся скакать на дохлой лошади"? И только после этого всего может появиться "внутренняя свобода и чувство ответственности за свою жизнь".
А я думаю, что любовь к богослужению, к церковному обиходу вполне может сохраниться без такого кризиса, если воспитан _вкус_. Это родственно тому, как человек с детства и юношества привыкает читать классическую литературу, слушать талантливую музыку - и проходит время, а Моцарт или, скажем, Пушкин не надоедают - напротив, с годами открываются новыми блестящими гранями.
Значит ли это, что без Пушкина или Моцарта человек не проживет счастливо и даже праведно? Проживет, конечно. Но лишится чего-то прекрасного.
Вспоминаю приснопамятного батюшку Александра Егорова. Когда я эдаким юнцом пришел к нему, он уже почти 40 лет служил у престола. И сколько радости, мира, красоты было в каждой его службе! Думаю, это помогает его духовным чадам даже сейчас, когда скоро исполнится 18 лет со времени его ухода в жизнь вечную.
Виктор Судариков
Мой ответ:
Всё проще: родился внутренний человек или не родился - это главное 1). Потом есть возможность этому внутреннему человеку находить себе место внутри общины или нет 2). Далее варианты... Отсутствие нормальной приходской жизни не ломает того, в ком родился внутренний человек, но он может реже начать ходить в храм... Все глобальные проблемы возникают при отсутствии этих двух пунктов.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
Natalia Stein
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий