Русская идея в действии

Академик Александр Михайлович Панченко
Академик Александр Михайлович Панченко

«Академик Александр Михайлович Панченко в одной из своих телевизионных бесед как-то привёл случай из своего ленинградского детства. В городе было много пленных, но расконвоированных немцев. Время было голодное и немцы ходили по городу и нанимались на работу, чтобы хоть немного подкормиться дополнительно к лагерному пайку. Одного из таких, столяра, пригласили в семью А. М. Панченко сделать полки. Он сделал свою работу, получил оплату и намеревался уже уходить. Но тут подошло время обеда. И матушка Александра Михайловича пригласила немца за стол. В Ленинграде во время блокады народ пережил всякое, заледенеть можно было окончательно. И тут такая щедрость и непонятная  широта души от победителей. В голове у него такое не укладывалось. Так ни за что не поступил бы с пленным, и лютым, врагом ни сам немец, ни француз, ни британец, ни американец. Не в силах такое вынести, немец расплакался. Но всё же потом пообедал и отправился восвояси с окончательно сокрушённым сердцем».

Максим Бутин

* * *

7. Знаешь ты идею или не знаешь, но если ты ведёшь вполне определённый образ жизни и в нём угадываются черты стиля, идея существует и она работает. Ты можешь за всю жизнь так и не прийти к самосознанию, вполне определённая идея продолжит работать.
Но даже эклектика и клиповость образа жизни должны поддерживаться некоторыми идеями, иначе эти эклектика и клиповость жизни просто будут невозможны.
Самое ужасное (или весёлое) в том обнаруживается, что даже и упомянутые 95% с катящим тележку продуктов питания А. М. Максимовым во главе никак в своих даже низменных потребностях не обходятся без идеи.
Понятно, что идеи эти в столь разнообразных предметах, средах, людях и т. п. суть идеи разного качества и разных уровней. Нестерпимо ясно, что существуют низменные идеи и идеи возвышенные. Так вот это различение имеется не только у целой страны, целого народа, но и у отдельных представителей этого народа. У каждого народа и у каждого человека имеются идеи низменные и идеи возвышенные, есть идеи свои низменные и свои возвышенные, а есть знаемые или ещё не знаемые идеи чужие низменные и чужие возвышенные.
Человек никогда и нигде не сводим на идею сплошь низменную и только низменную. Сама характеристика её как низменной уже свидетельствует о знании чего-то лучшего. И человек никогда и нигде не возвышаем к идее сплошь возвышенной и только возвышенной. Сама характеристика её как возвышенной уже свидетельствует о знании чего-то худшего.
8. (1) Складываются социальные обстоятельства, которые почти с неумолимой определённостью природных законов воздействую формирующе на человека. (2) Складывается на основе этих обстоятельств уже более свободно формируемый круг общения человека, круг со своим определённым радиусом. (3) Ещё более свободно (и хаотично) складывается сознание человека и строгая иерархия (или путаница и эклектика) идей, пребывающих в этом сознании.
И как бы ни был задавлен человек обстоятельствами, как бы ни был узок круг его общения, как бы ни было неразвито его сознание, в жизни его всё равно случаются вспышки счастья, длящиеся редкие мгновенья, вспышки по видимости даже никчёмные и всегда незаслуженные, но навсегда запоминаемые и сохраняющие жизнь этому человеку на многие годы. Так что 95% целиком входят в 5 %, а 5% расширяются до 100% за счёт 95%. Ох, и врёт статистика. Ох, и врёт!
Это не значит, что человек должен всё бросить и сидеть ждать с сухим хворостом вспышек. Никто не мешает и отдельному человеку, и целой стране думать о себе, думать о своих прошлом, настоящем и будущем, вырисовывать лик потребного будущего и пытаться преобразовать себя согласно этому святому лику (ну мой-то святой, а вы там себе сотворите подходящий макияж).
9. Было бы неверным не сказать хотя бы несколько слов о содержании идеала развития человечества вообще и отдельной страны — России, в частности. Столько говорил, говорил, а пуговку-то не расстегнул!..
Миром люди предназначены к познанию мира. Люди — та часть мира, где аккумулируется его идея в осознаваемых формах, где он поворачивает шею, видит свой хвост и с помощью людей может оценить, достаточно ли он курдючный. То, что людям приходится помимо познания мира заниматься (1) самовоспроизводством, (2) самовоспитанием и (3) самообслуживанием — привходящие, хотя и влияющие на процесс познания обстоятельства. Но если люди перестанут познавать мир и сосредоточатся, как предрекает профессор С. В. Савельев, на еде, сексе и доминировании в своей стае, они ничем от животных не будут отличаться. С. В. Савельев, впрочем, никак их и не отличает, считает их подлинно приматами и только приматами.
В России сформировался уникальный конгломерат наций и народностей, способных мирно уживаться друг с другом. Базируется это на способности русского народа со всеми подружиться, всех понять, всех урезонить (давая мягкие подзатыльники), и всех простить.
Тут надо поделиться чужим воспоминанием. Академик Александр Михайлович Панченко в одной из своих телевизионных бесед как-то привёл случай из своего ленинградского детства. В городе было много пленных, но расконвоированных немцев. Время было голодное и немцы ходили по городу и нанимались на работу, чтобы хоть немного подкормиться дополнительно к лагерному пайку. Одного из таких, столяра, пригласили в семью А. М. Панченко сделать полки. Он сделал свою работу, получил оплату и намеревался уже уходить. Но тут подошло время обеда. И матушка Александра Михайловича пригласила немца за стол. В Ленинграде во время блокады народ пережил всякое, заледенеть можно было окончательно. И тут такая щедрость и непонятная  широта души от победителей. В голове у него такое не укладывалось. Так ни за что не поступил бы с пленным, и лютым, врагом ни сам немец, ни француз, ни британец, ни американец. Не в силах такое вынести, немец расплакался. Но всё же потом пообедал и отправился восвояси с окончательно сокрушённым сердцем.
Поэтому миссия России в мире могла бы состоять в том, что:
(1) в острых ситуациях Россия работает кризисным управляющим;
(2) в нормальных ситуациях Россия режиссирует процесс познания и распределяет роли;
(3) собственный потенциал России, разработкой и использованием которого она занимается у себя и на основе которого и выступает во внешних сношениях, есть потенциал не столько конкретно-содержательный, сколько методологический и систематический.
10. Если смотреть на И. И. Сечина, А. Б. Миллера, С. С. Собянина или даже А. М. Максимова, миссия России может показаться нецветным сном как-нибудь уж очень мерзко спятившего и тут же вслух начавшего о спяченном бредить персонажа. Так не смотрите на них, пока делом занимаетесь. Родимчик и не случится.
2017.11.07.

Максим Бутин

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

10

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.