Очень многие мои «ошибки» - это «ошибки» избыточного доверия, когда даже видя недоброе, стараешься верить в то, что человек сможет преодолеть его в себе, что жажда добра в нём восторжествует, и общаешься так, словно нет этого недоброго, как бы зажмурившись (все мы - грешные), смотришь на прекрасное, которое тоже можно увидеть почти в каждом.
Аванс доверия - всегда интересно, как человек им распорядится. И слишком часто (но не всегда!) этот аванс становится залогом как раз того, что недоброе торжествует в нём, даже несмотря на его личное хотение («если недоброе моё не обнаружено, то может и нет его вовсе» - решает человек, а катиться с горки - легко, как и верить в своё добро, даже без серьёзных оснований для этого*). Потому честность в отношениях порой важнее милосердия. Надо различать, когда полезнее милосердие, а когда - честность. Но и в милосердии нужна честность - как камертон, как критерий оценки, необходимый другому. Вопрос, наверное, в правильной мере того и другого, милосердия и честности - трудно думать не только о себе, но и пользе ближнего. Однако честность может быть присуща только милосердному сердцу - т.е. кто не дорос до милосердия, не способен и на честность в отношениях, которую имею в виду (это важно!). Милосердие предшествует честности.
Самость сильна в человеке своей собственной силой, она может нивелировать даже личностный выбор - путём обмана, путём подмен, если найдёт для себя опору в человеке (а опора, как правило, всегда находится в грешной, беспомощной и слепой во грехе, душе).
---
*Встречаются и просто лжецы, радующиеся тому, что перехитрили наивного дурака.
=====================
Милосердие предшествует честности! Иначе не бывает. Когда за честность сражаются немилосердные, ждать честности - верх глупости.
Вопрос: Мне кажется честность в отношениях - это когда два человека считают друг друга на равных, если нет, то и сильнейшего всегда должно быть в первую очередь милосердие.
Мой ответ: Да, но это один из вариантов честности. Есть другая, которая сродни бескорыстности. Это чистота помыслов и устремлений, чистота мышления, когда я не хочу выгородить себя или урвать для себя, или объяснить почему быть сволочью в моём положении - нормально. При том, что действительно бывают ситуации, когда внешний оценщик, не берущий во внимание личные обстоятельства, может оценить нормальный и даже добрый поступок другого как недобрый.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий