Сон есть естества часть, имеющейся неустойчивости - образа смертного, с упразднённым (не сознающим себя) чувством, единую во множестве причин (вины) имеющую, как имеющей помыслов мать, скажу же от естества брашного (питания), от бесов, или снова от высшей и протяжённой алчбы (жажды), от не имеющей же изнемогающей плоти, и сном сие сама увещать (наполниться вещественным и знаемым) хочет, так же, как у много пьющего обычай висит на привычке, так и многосонье имеющееся, тем же в начатке снова отметается, на то мы и трудимся, лютые (сильнейшие) сугубые привычки – обычаи исцелить, и велико то…
«Лествица шествия» преподобного Иоанна, слово 19, « О каменном нечутии, о сне, и о молитве, и о собираемом пении, сказываемом в дружине».
Сновидения видоизменяют, трансформируют, искажают реальность, они строятся по логике бессознательного. Пространство и время не имеют власти на этой территории. Во сне нет логических связей, которые навязываются человеку языком, ему чужды отношения причины и следствия, условий, противоположности, известны лишь ассоциативные связи. Поэтому, например, если человек видит во сне смерть кого-то из близких, это может означать и реализацию скрытого желания, и боязнь потерять этого человека.
(Малкина-Пых, Ирина Германовна. Телесная терапия: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – Москва: Эксмо, 2005. – 749 с. (Малкина-Пых — психолог, д-р физ. - мат. наук в области системного анализа и математического моделирования сложных биофизических систем. Стр.141-143)
Если брать параллели с современной психологией в вопросе о сне, так здесь надо указать на серьезную разницу во взглядах, если психология сон знает как «искажение реальности», то игумен (как и всё глубинное православие) считает реальность продолжением сна (см. Слово 3)
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий