1. Соль и пустынная местность. - Обитатели Палестины жили по соседству с Мертвым морем, называвшимся, согласно древним текстам, «Соляным морем» (Быт 14.3; Ис Нов 3.16; 12.3...), к-рое южнее переходило в Соляную долину (2 Цар 8.13; 4 Цар 14.7; 1 Пар 18.12). В безлюдной пустыне (Иер 17.6; Пс 106.34; Иов 39.6) эти соленые земли представлялись жертвами некоего наказания, орудием к-рого была С. В соляной столб была обращена жена Лота (Быт 19.26); место побежденного и разрушенного города засеивают С. (Суд 9.45). Такая же угроза нависает над нечестивым (Соф 2.9); тогда «(земля) не засеивается и не произрастает она и не выходит на ней никакой травы» (Втор 29.23). Тем не менее придет день, когда восторжествует вода: тогда болота и лагуны будут оставлены для С. (Иез 47.11), с правой стороны храма проистечет река, к-рая оздоровит Соленое море (47.8) настолько, что жизнь будет изобиловать в этих местах (47.8 сл).
2. Обряды и очищение. - Согласно древним жертвенным обрядам, жертвы должны были быть все посолены (Лев 2.13; Иез 43.24). Трудно сказать, какой смысл имело это действие: осолить «хлеб Богу» (Лев 21.6,8,17,22), или же подтвердить вечность Союза-Завета символическим приношением «соли Завета Бога» (Лев 2.13). Однако, подобно ладану (Исх 30.35), С. может играть и очистительную роль. Свидетельство этому - Елисей, оздоровивший «дурную воду» (4 Цар 2.19-22), бросив в нее С. В обычае натирать С. новорожденного (Иез 16.4), вероятно, следует видеть скорей ритуальный жест, предохраняющий от злых сил, чем заботу о гигиене. К очистительному действию С. может быть отнесено слово Иисуса: «Всякий огнем осолится» (Мк 9.49); в самом деле огонь испытывает и очищает (1 Кор 3.13).
3. Вкус и сохранность. - С. один из наиболее необходимых продуктов для жизни ч-ка (Сир 39.32); так, «есть соль от дворца царского» (Езд 4.14) означает получать от царя жалование (ср лат sal = соль; salarium = жалование). С. придает пище вкус (Иов 6.6). Имея свойство сохранять пищу (По. Иер 27), она при этом обозначает непреходящую действенность договора: « завет соли» (Числ 18.19) - это завет вечный, каким был союз Бога с Давидом (2 Пар 13.5).
Среди слов Иисуса, значение к-рых остается не вполне ясным, особенно известна метафора, включающая слово С.: «Если соль потеряет силу, чем исправить ее?» (Лк 14.34; Мк 9.50). Если толковать эти слова в связи с понятием «соль Завета», то они могли бы иметь следующее значение: когда союз с Богом расторгнут, то нельзя уже больше заключить его снова. Согласно же Еванг. от Мф верующий должен быть «солью земли» (5.13), т.е. через свой союз с Богом он предназначен сохранять мир людей от порчи и «придавать ему вкус». Иначе он ни к чему не пригоден; справедливо будет изгонять таких учеников (Лк 14.35). Однако, «соль - добрая вещь... имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк 9.50). Толкование этих слов можно найти у Павла: «Слово ваше (да будет) всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол 4.6).
Словарь библейского богословия. Под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана. Перевод со второго французского издания. Брюссель: Жизнь с Богом, 1990.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий