Если сопротивление контркультуры падет, нам не останется ничего, кроме антиутопий, предсказанных Хаксли и Оруэллом, и я не сомневаюсь, что зловещие деспотические режимы будут куда более стабильными и эффективными, чем рассчитывали их пророки. Потому что у этих режимов будет техника внутренних манипуляций, незаметно-тонких, как паутинка. Прежде всего наш зарождающийся технократический рай лишит воображение его естественных свойств, полностью присвоив себе значения Разума, Реальности, Прогресса и Знаний, не оставив людям иного выбора, как назвать свой докучливый неиспользованный потенциал безумием. Причем подобным сумасшедшим будет щедро предоставляться гуманная терапия.
* * *
То, что я называю контркультурой, обретало в этот период (шестидесятые) форму протеста, который, как ни парадоксально, начался не во время кризиса, а на подъеме промышленной экономики. Диссидентство возникло не из нищеты – но из изобилия; его задачей стало исследовать новые проблемы, возникшие с беспрецедентным повышением уровня жизни. Примерно на двадцать лет процветающее промышленное общество стало ареной бурных, сложных, но любопытных моральных исканий, подобных которым мы, возможно, больше и не увидим (в смысле, если вмешаются те, чье богатство и власть окажутся под угрозой).
Теодор Роззак (Рошак). «Истоки контркультуры»
==============
В одном из интервью Теодор Роззак рассказывает об уникальном опыте одного из своих студентов. "Он был на передовой локального протеста вместе с темнокожими по поводу вопроса трудоустройства. Я помню, он рассказывал, насколько странно себя чувствовал в этот момент. Потому что он протестовал на стороне темнокожих, которым был закрыт доступ к социальной системе, из которой он сам хотел сбежать. Абсурд в том, что человек пытается другим дать права, которые у него уже есть и он их не ценит. Я хочу сбежать отсюда: не работать в отелях, не работать на IBM, не работать 40 часов в неделю, не работать только за зарплату. Мой студент хотел быть художником и рисовать". Далее Роззак отмечает, что это люди, которые существуют в разных исторических спектрах. Проблемы можно условно разделить на два типа: уровня Калькутта (город в Индии) и уровня Стокгольм (город в Швеции). Первые – это попытка просто выжить, вторые – это попытка не совершить суицид. Если первые исходят из чисто физических потребностей, то вторые возникают уже из психологических. Политический и социальный климат США 60-х годов совместил оба типа, что и создало уникальный климат для "контркультуры". Обеспеченный средний класс кричал о злом режиме и плохом правительстве, которые угнетают и ранят их душевную организацию. А рядом с ними стояли меньшинства, которые требовали равных прав и банального "человеческого отношения".
Илья Юн. Против чего выступает контркультура?
---
Теодор Роззак (Рошак) (1933-2011) - американский культуролог, философ, историк, социолог, писатель и публицист.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий