Философия сердца Григория Сковороды: концепция цельности человека и мира

Автор
Анатолий Лебеденко

С именем Григория Саввича Сковороды (1722-1794), одного из предков по духу и по крови Владимира Соловьева, связывают зарождение русской философии, которая выходит за рамки западноевропейской рационалистической традиции. Мыслитель своим безраздельным служением истине дал России образец первого ученого-аскета, «умом чистым и духом несмущенным в сокровищах вечного»1, практиковавшего философию сердца. Современники сравнивали его с Сократом, который также не разделял жизнь и философствование. И как с Сократа началась собственно философская рефлексия в античной культуре, так с Григория Сковороды началось философствование в собственном смысле в России. И тот и другой были первыми.
B.Ф.Эрн в монографии «Г.Сковорода. Жизнь и учение» отмечает: «Вся жизнь Сковороды есть огромный и глубоко интересный метафизический эксперимент, и его философия есть не что иное, как логическая запись этого эксперимента»2. Современный исследователь истории русской философии Л.Н.Столович отметил, что «Сковорода жил, как учил, и учил, как жил»3.
С.А.Левицкий называет Сковороду «философски наиболее ценным мыслителем XVIII века», «вершиной русской религиозно-философской мысли»4 этого периода, а В.В.Зеньковский - «первым философом на Руси в точном смысле слова»5.
М.И.Ковалинский, ученик и духовный друг философа, завершая написанную для потомков «Жизнь Григория Сковороды» (1796), почтил память своего учителя следующими словами:

Ревнитель истины, духовный богочтец,
И словом, и умом, и жизнию мудрец;
Любитель простоты и от сует свободы,
Без лести друг прямой, доволен всем всегда,
Достиг он верх наук, познавши дух природы,
Достойный для сердец пример, Сковорода
6.

Интересны параллели жизней Г.С.Сковороды и М.В.Ломоносова, «основоположника светского философского образования в России»7, имевших разницу в возрасте одиннадцать лет. Известно, что эстетические вкусы этих двух великих людей России в чем-то даже совпадали. В.Ф.Эрн отмечает, что в свое время Сковорода написал «Рассуждение о поэзии и руководство к искусству оной» (произведение утеряно), «руководимый исследованиями Ломоносова»8.
С детства Григорий Сковорода приметен был «охотою к наукам и твердостью духа», «склонностью к богочтению» и «дарованием к музыке»9. Проявляя большую набожность, он пел в церковном хоре, а затем три года в придворной певческой капелле при дворе императрицы Елизаветы (Ломоносов тоже пел в церкви). В 1738 году шестнадцатилетний Сковорода проходил обучение в Киевской духовной академии, в которой ранее обучался и «студий» Михайло Ломоносов10. Спустя годы С.Г.Сковорода, подобно М.В.Ломоносову, изучал европейскую мысль в оригинале. Но если Ломоносова интересовали науки естественные, то Сковороду - гуманитарные. Всей силой и разумением Ломоносов стремился вверх, жил и трудился ради славы Отечества, и слава сопровождала его путь. Сковорода странствовал и уходил от славы, а она догоняла его. С одной стороны, говорили о его большой учености и прекрасном сердце, с другой - что он еретик (не ест мяса, не пьет вина и спит не более четырех часов в сутки)11. «Многие хулили, некоторые хвалили, но все хотели видеть его»12, - писал М.И.Ковалинский.
Сковорода был первым из философов России, кто, превосходно владея латынью, греческим, древнееврейским и немецким, в течение пяти лет побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Италии, немецких княжествах и, путешествуя по чужим странам, слушал лекции в нескольких университетах Европы13. Он читал в оригинале Платона, Аристотеля, Демосфена, Вергилия, Горация, Цицерона; изучал философию Нового времени - Декарта, Спинозу, Лейбница; постигал системы Коперника и Ньютона. Сковорода, как мыслитель-универсалист, пришел к убеждению о вечности и беспредельности градаций материи, о господстве в природе закономерных связей, причин и следствий. Позже он скажет о бессистемном образовании в России того времени: «Если наш век или страна имеет мудрых мужей гораздо менее, нежели в других веках или сторонах», то виною тому мы сами, так как «шатаемся по бесчисленным и разнородным книг стадам без меры, без разбора, без гавани»14.
Григорий Саввич Сковорода - «Сократ на Руси»15, великий философ, выдающийся поэт XVIII века, «гражданин всемирный»16 - всю жизнь странствовал, но не принимал подаяний, а сам раздавал богатства мысли и знаний. Т.Г.Шевченко в повести «Близнецы» уподобляет Сковороду кинику Диогену, но если тот искал Человека среди окружающих, то Григорий Сковорода призывал людей: «Найдите в себе Человека!» Значительный интерес к творчеству мыслителя проявлял Лев Толстой, высоко оценивший нравственный уровень его произведений и составивший его краткую биографию17. Друг и биограф Г.С.Сковороды М.И.Ковалинский мудро сказал о философе: «Он был набожен, но не суеверен; учен, но не кичился ученостью; обходителен, но без лести»18.

Мыслитель, ученый, поэт, музыкант и просветитель, Григорий Сковорода много претерпел от человеческого невежества, грубости, несправедливости, непонимания и наговоров, в том числе от косных церковных владык. «Постоянного места жительства он не имел, считал себя пришельцем на земле в полном смысле этого слова»19. Сын казака, Сковорода был одним из самых образованных людей XVIII века в России. Он жил один, но никогда не тяготился одиночеством, потому что всегда пребывал в трудах: писал философские диалоги и трактаты, множество писем, сочинял стихи и музыку, играл на скрипке, флейте, бандуре, гуслях, учительствовал и был просветителем в самом высоком смысле.
Трудный путь, который прошел Г.Сковорода, не ожесточил его, а дал силы сказать: «Когда дух человека веселый, мысли спокойные, сердце мирное - то все светло, счастливо, блаженно. Это есть философия»20. М.И.Ковалинский очень верно передал состояние безмятежности, в котором пребывал мыслитель: «Философия, поселившись в сердце Г.С.Сковороды, дала ему счастливое состояние. Свободный от всяких пут, суеты, забот, он считал все свои желания исполненными в связи с их незначительностью»21.
Своими произведениями и всей своей жизнью Сковорода создал идеал философа, который жил по интуиции своего сердца. Этот подвижник истины всю жизнь странствовал по Малороссии, и всюду к нему шли люди, которые видели в нем Учителя. Один из первых биографов Г.Гес де Кальве пишет: «В крайней бедности переходил Сковорода по Украине из одного дома в другой, учил детей примерам непорочной жизни и зрелым наставлениям. Одежду его составляла серая свита; пищу - самое грубое кушанье. К женскому полу не имел склонности; всякую неприятность сносил с великим равнодушием. Проживши несколько времени в одном доме, где всегда ночевал в саду под кустарником, а зимой в конюшне <...>, пускался дальше. Никто во всякое время года не видел его иначе, как пешим»22. Непривязанность Григория Сковороды к материальному отмечали все. Биограф Срезневский пишет: «Он мог бы составить себе подарками большое состояние. Но что ему ни предлагали, сколько ни просили, он всегда отказывался, говоря: «Дайте неимущему», а сам довольствовался только серой свитой»23. Сковорода, не занимая никаких постов, был так знаменит, что еще в XVIII веке при жизни была составлена и опубликована его биография - «Житие Сковороды».

Центральное место в философии Григория Сковороды занимает человек и то, к чему он должен стремиться - счастье всего человечества. Свою приверженность судьбе народа философ определил уже на заре литературной деятельности, утверждая: «Моя жизнь с "голяками"».
Любимым автором Г.С.Сковороды был греческий историк и моралист Плутарх. Из его произведений мыслителю особенно нравились «Моралии», и он осуществил перевод пяти из них: «О смерти», «О божием правосудии», «О хранении от долгов», «О вожделении богатства» и «О тишине сердца». Из названных переводов сохранился только последний, представляющий собой памятник русской культуры второй половины XVIII века. Сковорода истолковал философские идеи Плутарха в соответствии со своим собственным учением, снабдил авторским предисловием и примечаниями, что и определило название работы - «Толкование из Плутарха о тишине сердца». Здесь он оставил без ответа вопрос различий толкования сердца в стоицизме и христианстве, но в притче «Благодарный Еродий» (1787) уже нарисовал точный образ «благого сердца». «Благая природа и высшая красота есть благое сердце. Сердце благое есть то же, что приснотекущий источник, источающий чистые мысли»24.
Видя главный смысл жизни в самосовершенствовании, в слиянии с Богом, Г.С.Сковорода не требует, чтобы все люди шли этим путем. «Главная цель человеческой жизни - дух человека, мысли, сердце. Каждый имеет свою цель в жизни, но не каждый главную, т.е. не каждый заботится о голове жизни... Философия является любовью к мудрости, она направляет все к тому, чтобы дать жизнь духу нашему, благородство сердцу, свет мыслям»25. Трудно, на наш взгляд, дать лучшее определение смысла философии. Для Григория Сковороды жизнь и философия слились в главной задаче - «удобнее выполнить заповедь любви к ближнему, в искании славы Божией, а не славы человеческой»26.
В его учении существуют «три мира». Один огромный, бесконечный - макрокосм. Другой беспредельный, человеческий - микрокосм. И третий, символический - Библия. Сковорода писал, что символы Библии «открывают в нашем грубом практическом разуме второй разум, тонкий, созерцательный, окрыленный, глядящий чистым и светлым оком голубицы. Библия поэтому вечно зеленеющее плодоносящее дерево. И плоды этого дерева - тайно образующие символы»27.

Отношение Сковороды к Библии исключительное настолько, что она центральна для философского сознания мыслителя. Его влечет в Библии «тайная сила и мание», и для него она «прекраснейшая книга над всеми книгами»28. Чему учит Библия верующего человека? «Она учит, как облагородствовать человеческое сердце»29, - отвечает Григорий Сковорода. Но первый шаг на этом пути - это понимание, что в каждом из нас два сердца - смертное и вечное, грубое и тонкое. Человек, проникающий в глубины этой дуальности и охваченный стремлением узреть в сердце истинную идею Бога, ощущает всю силу Божьего Слова. «Правду сказать, - говорит Г.С.Сковорода, - помню слово Иеремиино: «Глубоко сердце человека, паче всех, и человек есть, и кто познает его?»30.
В оставленных нам поучениях Григорий Саввич переводит учение сердца из Библии в контекст философской антропологии, раскрывает его содержательные компоненты в соответствии с основными принципами христианской философии. «Я научаюсь из Библии, что сердце человеческое не может быть без упражнения и что когда удаляется от оного мысль священная, понятие истины и дух разума, то оное мгновенно повергается в занятия подлые»31. Сердце, в толковании Сковороды, - это не просто орган тела, а специфичное, невыразимое словами средоточие души или ядро человеческой натуры. Все имеет в сердце свою сущность; сердце - это бездна, которая все собою обнимает; сердце - это эссенция человека и зерно нашего естества, это сила, которой питает жизнь. Таким образом, мыслитель трактует сердце как самый глубокий духовный орган, способный к преображению как человека, так и свойств мира.
Одно из основных философских произведений Г.С.Сковороды «Наркисс. Разглагол о том: узнай себя» написано в конце 60-х годов XVIII века в заброшенной хижине на лесной пасеке. Эта работа во многом определила характер последующих его произведений и обозначила главное направление его философских исканий - узнать себя, найти в себе «истинного человека», «испытать свое сердце крепко». В произведении разворачивается философское учение о сердце как центре и целостном начале душевной жизни человека. «О сердце, бездна всех вод и небес ширшая! Сколь ты глубока! Все объемлешь и содержишь, а тебя ничто не вмещает»32, - восклицает мыслитель. Если человек понимает иерархичность мира и себя как его части и достигает своего сущностного проявления через сердце, то все его поведение и сам он становится просвещенным в точном смысле этого слова. Сковорода так говорит об этом феномене: «Сердце твое есть голова внешностей твоих. А когда голова, то сам ты есть твое сердце»33. Таким образом, обосновывается идея самопознания человеком своей духовной сущности как необходимого условия достижения внутренней гармонии.
Философ следует принципу «видеть все вдвое» - видимое и невидимое, явное и сокровенное - и учит отличать «тело земляное» от «тела духовного, тайного», и, соответственно принципу иерархического строения бытия, «если есть тело над твоим телом, тогда есть голова над головою и выше старого новое сердце»34. Именно о «новом», «духовном» сердце говорит мыслитель. Оно есть глубинное, таинственное средоточие в человеке, где непостижимым образом представлено все и даже «наши члены имеют в сердце свою сущность»35, - писал Г.Сковорода.
Согласно учению мыслителя, духовная субстанция сердца является основой бытия и источником жизни, волевым центром всех творческих порывов личности. Но не только человек имеет духовное сердце, оно дано и человеческому роду. И даже природные вещи и процессы также имеют свои невидимые взору сердца. Исходя из этого, весь мир осмысливается философом как многогранная мозаика биения духовных сердец. В ней каждое сердце имеет свой ритм, движение, пространство и время, но при этом оно определенным образом связано со всеми сердцами сущего в единое всемирное сердце. Так цветок тянется от земли вверх - к солнцу, обмениваясь энергиями и любовью со всем, что рядом с ним в пространстве. Он живет своей жизнью и в собственном времени, но оно координировано со временем множества «вещей-существ-душ» (по выражению Флоренского), а также со Временем Мироздания. Позднее, продолжая эту линию, в исповедальной прозе Павел Флоренский напишет о бесконечно сложном узоре мировой жизни и пульсации времен, которые он ребенком научился чувствовать и слышать в «ритмическом построении морского прибоя»36.


Человек в сердце своем должен найти последний критерий, основание познания и жизни. «Я без сомнения понимаю, что все внешние наши члены скрытое существо свое в сердце имеют так, как пшеничная солома содержится в своем зерне»37, - пишет Г.Сковорода. Этими словами, на наш взгляд, философ выразил древний принцип познания, известный в античной Греции: в малом - великое, в великом - малое. В XX веке физики переоткрыли этот принцип и назвали его голографическим; он позволил объяснить многие сущностные явления природы. «Истинный человек есть сердце в человеке, глубокое же сердце и одному только Богу познаваемое не иное что есть, как мыслей наших неограниченная бездна, просто сказать, душа, т.е. истое существо, и сущая иста, и самая эссенция, и зерно наше, и сила, в которой единственно состоит жизнь наша»38.
В противовес Просвещению и европейскому рационализму XVIII века Г.С.Сковорода выдвигает своеобразную концепцию цельности человека и мира. «Его философия складывается в стройное целое тогда, когда германская мысль, от которой многие ведут родословие русской мысли, только зарождается»39. Его первое произведение «Наркисс» написано за четыре года до диссертации Канта «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира» (De Mundi Sensibilis atque Intelligibilis Forma et Principiis, 1770)40. Продолжая линию античной философии и утверждая мысли отцов восточного христианства (Сковорода изучал Дионисия Ареопагита и св. Максима Исповедника), он мечтает создать особую, общую и универсальную науку о сердце, которая должна повести людей к счастью и заложить основание философии как способа добродетели - упражнение сердца на пути к мудрости. Наркисс41, в представлении мыслителя, - это не самовлюбленный герой мифов; в процессе самопознания он преобразился в источник энергии и света, стал «орлиным птенцом орлиной матери фиваидской премудрости»42. По мысли В.Ф.Эрна, учение Г.Сковороды о силе божественной любви, охватившее внешне эмпирического человека, «есть своеобразная и глубокая переработка Платонова учения об Эросе в духе библейской антропологии»43.
Григорий Сковорода - глубокий исследователь природы человека. Сковорода тяготеет к философской традиции античных мыслителей и почитает «истинно философский»44 способ передвижения -странствование. «Сковорода знает «боговидца» Платона, Исократа, Демосфена, знает в подлинниках многих представителей досократов-ской философии, Эпикура, Аристотеля, знает Филона, М.Аврелия, Лукиана, Плутарха; детально знает римскую литературу: Горация, Вергилия, Цицерона, Сенеку, Лукреция, Персия, Теренция»45. Для России XVIII века его знание античности - явление совершенно неординарное. И прежде всего в философии Сковороды присутствуют элементы платоновской антропологии - учения об «эротической» природе стремлений человека к истине и красоте. Почти тридцать лет он странствовал и проповедовал: «Не любит сердце, не видя красоты!»46. Но любовь будет свята, если сердце человека обрело в самом себе божественную красоту и истину.
Философия как способ жизни Г.С.Сковороды состоит в упражнении сердца в добродетели. Важнейшими элементами этики философа являются взаимосвязанные человеческие качества: самопознание и добродетель. «Познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека - все сие одно значит»47. Самопознание он призывает начинать с собственной совести: «Не суди по лицу ничего, никого, ни себе»48. Другими словами, о человеке и о себе необходимо делать выводы по внутренней сути - по сердцу, мыслям и делам. «Добры плоды» являются результатом «благих дел». Корень «благим делам» находится в самой природе человека - в ее сердцевине, и «природа благая есть всему начало, и без нея ничто не бысть»49. Главное - исток всей жизни - философ видит в человеческом сердце и мыслях, которые оно порождает. «Благая природа» - результат «благого сердца», «благое сердце» - результат «благих мыслей», «благие мысли - семя благих дел»; «все же прочее человеческое: чин, богатство, науки <...> вменяю во хвост, без коего голова и живет, и чтится, и веселится, но не хвост без головы»50.
Сковорода считает, что обладатель роскошных дворцов, дорогой одежды, золота и серебра - это ложный человек. Обращаясь к простому человеку, философ призывает: «Сыне, храни сердце твое... Не взирай на то, что твое телишко есть убогая хижинка. В хижине той и под убогою тою одеждою найдешь царя твоего, отца твоего, дом твой, ковчег его и спасение твое. Не будь царем, а имей сердце царское, ибо правда - это царь без маски»51.
Смерть Григорий Сковорода принял мирно - в духе житий святых. Как описывает М.И.Ковалинский, вечером Сковорода работал в саду, потом сказал близким: «Завтра я умру». Пришел домой, лег и наутро спокойно отошел, завещав похоронить его на возвышенном месте около рощи и написать на могиле: «Мир ловил меня, но не поймал»52.
Заповедь ухода от мира и преодоления в себе всего мирского показывает, что понятие «мир» у Г.Сковороды наполнено содержанием православной аскетики, для которой «мир» - это совокупность страстей, а отказ от мира - начало умного делания. Делание - это деятельность, но деятельность в смысле очищения сердца, непрестанной сознательной работы над собой. По словам святого Исаака Сирина, «сама жизнь ума является делом сердца, чистота сердца возвращает уму целостность созерцания. Следовательно, деятельная жизнь - делание - состоит в очищении сердца»53.
Г.С.Сковорода говорит о том, что для истинного познания необходим душевный покой, закрывающий человека «от мятежа чувств». Это безмолвие опирается на учение святых отцов восточной церкви и их собственный жизненный опыт. С патристикой Сковорода знакомился «по своему собственному выбору», «изучал Климента Александрийского, Оригена, Дионисия Ареопагитского, Максима Исповедника, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Исидора, Василия Великого, Евгария, Августина»54, цитировал их мысли.
Григорий Богослов разъяснял: «Для меня всего кажется лучше, как бы замкнув чувства, отрешившись от плоти и мира, без крайней нужды не касаясь человеческого, беседуя с самим собой и с Богом, жить превыше видимого»55. Василий Великий считал, что с «возмущенным сердцем» никогда нельзя приступать к познанию, прежде следует «произвести совершенное безмолвие в сокровенном хранилище советов сердца»56.
О смысле человеческой жизни Григорий Сковорода писал: «Блажен тот, кто с колыбели посвятил себя Христу, взял иго благое и бремя легкое и привык к нему. Свята такая жизнь. Ни нищета, ни несчастия не будут тяжелы ему; ни огонь, ни меч не разлучит его со Христом. Христос, жизнь моя, умерший за меня! Уничтожь черствость моего сердца, зажги в нем Твой огонь, чтобы во мне умерли страсти и злые желания и чтобы я жил для Тебя, Свет мой!»57. В этих словах заключена высочайшая духовная заповедь философа.
Творчество Г.С.Сковороды «пульсирует» духовным сердцем, как и учения античных философов-подвижников, упражнявших себя на дорогах мудрости58. Неслучайно Григорий Саввич говорил о себе, что «восхотел быть Сократом на Руси»59. И, подобно великому мыслителю, он нес на своих плечах тяготы земного мира. А.Ф.Лосев писал: «Это был истинный Сократ на русской почве и не меньше, чем греческий Сократ, он видел свою жизненную задачу в духовном рождении человека, в посвящении его в философию. Основная идея философии Сковороды - антропологизм. Познание возможно только через человека. Человек - это микрокосм. Единственная истинная жизнь - человеческое сердце - есть инструмент этого познания»60. Для Григория Сковороды процесс познания состоит в вечном поиске пути к истине, и этот путь проходит через веру «внутреннего ока», любовь «нетленного сердца», так как только оно способно воспринимать «нетварный свет» истины. Истина же приобщает нас к вечности. «Вечность едина, она есть беспечалие, постоянство, надежда. Положим сердца наши в силу ее»61. В диалоге «Кольцо» автор заключает: «Что есть Вечность? То, что Истина. Что есть Истина? То, что пречистое, нетленное и Единое. То, что везде, всегда во всем есть»62.
Для нас наследие великого просветителя интересно как первое обоснование философии сердца в русской мысли. Именно Г.С.Сковорода, по мнению А.И.Абрамова, начал развивать столь близкую русской культуре тему «метафизики любви и философии сердца»63. Многие его идеи и образы получили дальнейшую разработку в сочинениях таких отечественных мыслителей, как П.Д.Юркевич, Н.В.Гоголь, Вл.Соловьев, А.Белый, П.А.Флоренский, В.Ф.Эрн и др. Современники вспоминали, что Вл.Соловьев читал друзьям свои философские труды, сидя под портретом «духовного предка»64 - Григория Сковороды.
Философское учение о сердце мыслителя-подвижника является вершиной его философского творчества, посвященного в целом человеку и его духовно-нравственному преобразованию. «Для Сковороды, - пишет В.Ф.Эрн, - ключ ко всем разгадкам жизни как космической, так и божественной есть человек, потому что все вопросы и все тайны мира сосредоточены в нем... Не разгадав себя, человек не может ничего понимать в окружающем; разгадав же себя до конца, человек проникает в самые глубокие тайны Вселенной»65. Человек есть микрокосм. В таком случае ничего познать человек не может иначе как через себя. По Сковороде, «человек есть сердце»66 и познание мыслителя для бытия. «Сам ты есть твое сердце. Но если не приблизишься и не сопряжешься с тем <...> останешься мертвою тенью и трупом»67.


Концепция человека Григория Сковороды опирается на понятие «внутреннего человека», которое святоотеческая традиция определяет как единство сердца и ума, а также на понятие «сродства», которое позже получило развитие у славянофилов и характеризовало целостное отношение человека к миру. Обращение к внутреннему человеку выделяет особое исследовательское поле сознания, в котором всесторонне выясняются феномен человека эмпирического и сущность человека внутреннего, а принцип «познай самого себя» направляется на углубление внутрь, к центру личности и очищение сердца от мирского. Главная цель процесса самопознания - обретение божественной свободы в этой чистоте сердца.
Любой собеседник, по мнению Г.С.Сковороды, «есть сеятель» слов в сердцах человеческих, а возвышенный разговор есть способ такого сеяния - «будто взаимное сердец лобызание»
68. Символ семени присутствует практически во всех культурах. В христианской притче о сеятеле «семя», по объяснению Спасителя, «есть слово», и Евангелие св. Иоанна говорит нам, что «все чрез Него начало быть» (Иоан. 1:3).
П.А.Флоренский сопоставляет слово с семенем и это «слово, как посредник между миром внутренним и миром внешним, т.е. будучи амфибией, живущею и там и тут»
69, невидимо выстраивает нити связи между мирами и соединяет в себе энергию не только говорящего, но и всего народа целиком в пространстве и времени. П.А.Флоренский заключает: «В прослойках семемы слова хранятся неисчерпаемые залежи энергий, отлагавшихся тут веками и истекавших из миллионов уст»70. Таким образом, слово отражает человека в его целостности, отражает сущность народа и, наконец, - сущность всего человечества.
Движущую силу деятельности людей Г.С.Сковорода видел прежде всего в мысли - это она, «тайная в телесной нашей машине пружина, глава и начало всего движения ея»71. Человек есть то, о чем он думает. Высшее творчество слагают переливы сердца, считает философ. Он записывал жизнь сердца так, как она открывалась человеком и для человека в ее всеобщности, необходимости и свободе72. Известны также его крылатые слова: «Без зерна орех ничто же есть, а без сердца - человек»73.
Для мыслителя Сковороды, опиравшегося на православную традицию, истина познаваема благодаря тому, что Бог открывает себя миру, сообщает о себе через божественные энергии или «лучи Божества», пронизывающие мир и данные в мистическом опыте, как «свет, во тьме стихий светящийся»74. Слова «Бога называют светом не по его существу, но по Его энергии», высказанные Григорием Паламой еще в XIV веке в споре о реальности Фаворского света75, выражают онтологическую позицию философа. Принимая во внимание православное учение о Фаворском свете и сердце, как органе Его воспринимающем, Григорий Сковорода настойчив в требовании очистить «плотское каменное сердце» и обрести «внутреннее истинное око» для восприятия истины. Но как платоник и христианин он понимает, что невозможно достичь истины без любви. «Вся десятословия сила вмещается в одном имени - любовь. Она есть вечный союз между Богом и человеком. Она огонь есть невидимый, которым сердце распаляется к божиему слову или воле, а посему и сама она есть Бог»76.
В истории русской философии Г.С.Сковорода сыграл значительную роль как один из ее основателей и утвердился как самобытный первопроходец от христианского учения о сердце к философии сердца. Философское учение Сковороды в сущности было просветительским, но оно было направлено не на научное просвещение, как, например, философия Ломоносова, а просвещение нравственное. Григорий Сковорода - один из тех простых людей, кто вобрал в себя таланты целого народа и чья судьба во многом схожа с судьбой М.В.Ломоносова, выросшего из того же народного корня. Странствующий внешне и внутренне, философ Сковорода стал предтечей университетской науки в России и «подлинным символом всей русской мысли, ознаменовавший самую благородную и самую глубокую ее черту»77. Странничество в полном внешнем смысле этого слова повторили В.С.Печерин, Н.А.Добролюбов, Л.Н.Толстой; странничеством внутренним проникнуто творчество Н.В.Гоголя, Л.В.Соловьева, Ф.М.Достоевского. Сковорода осуществил физическое и духовное странничество в традиции античных философов, полностью отдался поискам цельности человека и мира. В жажде этой целостности Сковорода обращается с молитвой к Отцу Небесному: «Скоро ли ниспошлешь нам Сократа, который бы научил нас познанию себя, а когда мы себя познаем, тогда мы сами из себя вывьем науку, которая будет наша, природная»78.
Учение Сковороды о сердце как центре и целостном начале душевной жизни повлияло на славянофилов, П.Д.Юркевича, Л.Н.Толстого; отразилось на творчестве Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева, а через него и на Л.М.Лопатина. В.Ф.Эрн считает: «Сковорода стоит у самого порога русской мысли. Он первый творчески начинает то, что потом гениально растет, множится и цветет»79.
 

 

1 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды // Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1973.

C. 378.
2 Эрн В.Ф. Г. Сковорода. Жизнь и учение // Эрн В.Ф. Борьба за Логос. М., 2000. С. 491.
3 Столович Л.Н. История русской философии. Очерки. М., 2005. С. 55.

4 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. С. 40, 41.
5 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. Ч. 1. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С. 72.
6 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 414.
7 Русская философия. Словарь / Под ред. М.Маслина. М., 1999. С. 268.
8 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 383.
9 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 374.
10 Коваленко В.В. Время Григория Сковороды // Материалы межвузовской научнопрактической конференции, посвященной 280-летию со дня рождения Г.С.Сковороды. Севастополь, 2003.

11 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 397.
12 Там же. С. 402.
13 Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии //Философы России XIX-XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. М., 1995. С. 732.
14 Соловейчик С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. М., 1972. С. 29.
15 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 217.
16 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 378.
17 Толстой Л. Н. Г.С.Сковорода //Толстовский листок. М., 1994. № 4. С. 37-40.
18 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 382.

19Воецкая Т.В., Чунаев А.А. Курс философии. Одесса, 1999. С. 382.
20 Там же.
21 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 403.
22 Соловейчик С.Л. Час ученичества. С. 31.
23 Там же.
труды онц км. Россия и восток

24 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1973. С. 115.
25 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 403.
26 Там же. С. 383.

27Цит. по: Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. С. 219.
28 Цит. по: Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 509.
29 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 403.
30Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1973. С. 129.
31Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 408.

32 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 136.
33 Там же.
34 Там же.
35 Цит. по: Зеньковский В.В. История русской философии. С. 81.
36 Священник Павел Флоренский. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992. С. 51.

37 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 142.
38 Там же.
39 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 354.
40Там же.
41 Миф о Наркиссе (Нарциссе) заимствован из античной мифологии. Сын речного бога и нимфы влюбился в собственное изображение, увиденное в водах ручья, и умер от тоски по самому себе. Его именем и назван цветок, выросший на могиле. У Сковороды этот образ символизирует идею самопознания. В соответствии с признанием первичности невидимой натуры философ осуждает влюбленность во внешнюю плоть и призывает к познанию истинной сущности человека.
42 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 123.

43 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 522.
44Там же. С. 374.
45 Там же. С. 378.
46 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 122.
47 Там же. С. 127.
48 Цит. по: Табачников И.А. Григорий Сковорода. М., 1972. С. 154.
49 Там же.
50 Там же.

51 Цит. по: Табачников И.А. Григорий Сковорода. С. 154.
52 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 412.
53 Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. М., 1991. С. 153.
54 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 380, 378.
55 Цит. по: Сковорода Г.С. Собр. соч. СПб., 1912. С. 104.
56 Там же. С. 68.

57 Цит. по: Толстой Л.Н. Сковорода. С. 38.
58 Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И.Дэвидсоном / Пер. с франц. В.А.Воробьева. М.; СПб., 2005. 288 с.
59 Цит. по: Соловейчик С.Л. Час ученичества. С. 31.
60 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. С. 217.
61 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 410.
62 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 404.
63 Абрамов А.И. Памфил Данилович Юркевич // Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. С. 6.

64 История русской философии. М., 2001. С. 89.
65 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 492-493.
66 Цит. по: Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 491.
67 Там же. С. 494.
68 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 413.
69 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 2. Ч. I. М., 1990. С. 252.

70 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 2. Ч. I. С. 270.
71 Табачников И.А. Григорий Сковорода. С. 154.
72 Цит. по: Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 280-летию со дня рождения Г.С.Сковороды. Севастополь, 2003. С. 53.
73Цит. по: Таранов П.С. 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Мысли. Универсальный аналитический справочник по истории философии. В 2 т. Т. 2. Симферополь, 2002. С. 452.
74 Сковорода Г.С. Собр. соч. СПб., 1912. С. 312.
75 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. С. 164.
76 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 120.

77 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 491.
78 Цит. по: Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 587.
79 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 589.

Лебеденко Анатолий Андреевич,
кандидат педагогических наук,
кандидат философских наук, советник РАЕН
Научная библиотека КиберЛенинка

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

4

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.