О человеческом достоинстве

Автор
Протоиерей Иоанн Гончаров

«Не вари козленка в молоке матери его» (Вт. 14:21). Здесь, наверное, не о козленке, а, как и все в Священном Писании, сказано для человека.

Человека преимущественно характеризует уважение к жизни в любых ее формах. И существует некий принцип, положенный во главу угла жизни «краеугольный Камень», Он является связующим звеном времени с вечностью. Все грехи — это попытка обойти этот «Камень», «варить козленка в молоке матери» — есть желание убрать Его с дороги жизни любыми средствами, даже противоестественными. И тогда человеческое в человеке замирает. И это общий путь всего противоестественного, не уважающего жизнь в ее лаконичном, гармоничном, чарующем, естественном звучании. Общий путь для пренебрегающих человеческим достоинством.

Приходящему в мир человеку Бог дает уроки благородства. И все люди ощущают в сердце своем границу своего достоинства, не переходя которую, они, несмотря на множество грехов, остаются людьми. Но о перешедших эту черту так сказать уже нельзя. Опасно то, что для ослепленных страстями эта черта делается невидимой. Но когда ее переходят, она — невидимая — становится непреодолимой стеной.

Очень трудно вернуть утраченное человеческое достоинство, без которого жизнь теряет многое из своей привлекательности. Ведь ощущение в себе человеческого достоинства всегда было и есть наивысшее переживание радости жизни, ибо cим переживается сопричастность к божественному. Вот почему бесы в первую голову хотят отнять это наше человеческое достоинство, раскручивая до неуправляемости наши страсти. Они хотят погасить «свет» в человеке, сделать его «тьмой».

Печать человека — образ Божий, сообразующийся со всякого рода красотой и небесным благородством. Если это в пренебрежении, ему остается преимущественное ощущение пустоты. Тогда вместо покаянного рассмотрения себя человек ищет себе оправдание и начинает сомневаться в наличии высшего принципа жизни — Бога.

Подобно тому — сомнение саддукеев и их «разумное» возражение против «Воскресения». В этом их сомнении как бы суть, глубина, принцип всякого рода сомнений, во всех до бесконечности возражениях, очень правильных, очень умных, с точки зрения человека. В этих саддукейских сомнениях отражена вся немощь человеческих суждений — узких, однобоких, но претендующих.

Козленок не знает, в чьем молоке он варится — соображение естественного порядка. Да, правда, он не знает. Но здесь присутствует нечто такое, что это правильное суждение делает подлостью, против которой восстает наше человеческое достоинство. И тогда суждения разумными быть перестают. И гак во всем: на поверхностный взгляд, все правильно — суждение простое и разумное, а когда восчувствуешь — сразу все и рассыпается.

Библейский закон распространяется на все недуги мнимого оправдания противоестественных влечений, в которых заключен демонический соблазн. «Не вари козленка в молоке матери его», т.е. будь всегда человеком.

3

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.