Бог никого не наказывает за несовершенство, иначе какой он Бог?

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

Бог никого не наказывает за несовершенство, иначе какой он Бог? Только несовершенное способно на такую низость - наказывать за несовершенство. Совершенный Бог - не Бог претензий, но Бог-ревнитель, т.е. он уходит, если ты Его не любишь, если Он тебе не нужен. Бог любит, а не наказывает, но кого любит, того учит - потому что видит потребность в научении, потому что видит жажду по Богу.

Даже негодяев не Бог наказывает, а они сами себя наказывают - выбирая злое благом для себя. Бог противостоит злу, а не злодею. Бог на стороне злодея как человека, но не на стороне зла. А что такое зло? Мы грешим против истины, когда несовершенство принимаем за зло.  Зло - это злой умысел, злое направление воли - противное Богу. Бог - ревнитель не из самолюбия, а потому что невозможно вне Бога оставаться в благе, т.е. кому не нужен Бог, тот придумывает какое-то ложное благо для себя и для других - ради доминирования.

Бог желает нам совершенства, зовёт к Себе, чтобы одарить нас совершенством - в самом себе человек всегда несовершенен, и часто более несовершенен именно  более совершенный по-человечески, потому что кичится своими достижениями. Блаженнее быть духовно нищим - всегда знающим о своей нищете, и не просто умом, но каждой клеточкой своего существа постоянно знающим, и потому всегда устремлённым к Богу. Отсутствие такого устремления - само по себе кара для человека, он сам себя приговорил, к чему же обременять ещё больше и без того обременённого?

* * *

Педагогу приходится порой наказывать, и тут важно у Бога поучиться тому, как это делать правильно. Тирания воспитания - это всегда искажение и нарушение Божьего подхода. Нельзя наказывать за несовершенство, нельзя бранить за несовершенство, нельзя высмеивать за несовершенство. Отсюда базовый принцип любых отношений: смотри, что удалось в человеке, а не что в нём не удалось - причина неудачи зачастую не вина, а беда.
Наказывать надо за злое произволение (внешне, на уровне поступка, несовершенное и злое похожи, их далеко не все могут различить без ошибок) - но как наказывать? Так, чтобы направить волю в доброе русло. Как именно это осуществляется - со всяким отдельным человеком/ребёнком своя история: что хорошо для одного, то недопустимо для другого, что правильно в одном случае, губительно - в другом.

* * *

Есть такое несовершенство, которое надо просто терпеть друг в друге - это как бы безгрешное несовершенство. Человек несёт его как крест, как рану, причинённую кем-то другим или даже каким-то неудачным стечением обстоятельств, в котором нет ничьей вины.
Но есть несовершенство, с которым мириться недопустимо - это будет соучастием в пороке, потаканием пороку и предательством и Бога, и ближнего.

* * *

Не наказывать за злую волю - это не любовь, а равнодушие, как минимум, а то и преступление. В результате такой ложной заботы вырастает личность, которая не в состоянии справиться с собой или, что ещё хуже, всецело укоренённая во зле душа, которая обрела только навык стояния во зле. Есть люди, которые не владеют другой формой существования, для них жить - это жить во зле. Но важно не просто препятствовать прорастанию души во зло (кто, как и почему в состоянии или не в состоянии это сделать - тоже вопрос), но и созидание для неё путей развития в добре. Хорошие навыки зачастую спасают (хоть и не вполне - от крайнего зла спасают) и не укорененные в добре, полные патологических кривизн, души.  Верно и обратное: отсутствие позитивных навыков губит даже хорошие души.

С какого возраста наказывать и как именно -  проблема непростая, чтобы её избежать или хотя бы отложить, важно созидать русла, по которым душа может течь свободно в сторону добра. Проложенные сильными и прекрасными людьми русла - лучший метод воспитания сильных и прекрасных людей (в этом значение социального в нас, которое в равной мере может содействовать и благу в нас, и злу в нас - последнее преступно и недопустимо в здоровом обществе). Но всё равно личность нуждается в том, чтобы прокладывать СВОЙ путь, своё русло - иначе не стать собой. И нередко хорошие, благие чужие русла становятся своего рода сладким пленом не только спасающим от зла, но и мешающим сотворить благо. При отсутствии доступа к таким благим чужим, ставшим общими, руслам, человек более активно ищет своё, хоть может при этом и наломать немало дров. Каждому человеку даётся то, что для него лучше.

* * *

Допустимо ли травмировать психику в процессе воспитания? Смотря о чём вопрос (иногда люди воспринимают как причинение травмы несогласие другого беспрекословно им подчиняться или, скажем, несогласие на предлагаемую неприемлемую роль), смотря о какой травме речь, и смотря какие проблемы приходится решать воспитателю (точно недопустимо самоутверждаться за счёт унижения другого, тем более подопечного или травмированного, слабого, беззащитного). Если приходится иметь дело с какими-то кривизнами - результатом прошлых травм, без оздоровительного травмирования порой не обойтись. Ну как травматологу приходится порой ломать неправильно сросшиеся кости и собирать их сызнова правильно, и накладывать гипс - «нарушение свободы»,  «насилие». Но если то же самое действие производить со здоровыми членами и ломать, «воспитывая», здоровую «кость» - это будет зверством. Отсюда видно, что модный в наши дни запрет на любое психическое травмирование - фальшивка. Другое дело, что недопустимо травмировать живое и здоровое. Однако несовершенное неизбежно травмирует другое несовершенное - это неизбежность. Минимизировать причинение травм друг другу - наша задача, но её надо правильно понимать и правильно осуществлять -  чтобы действительно добиться положительного результата, который на самом деле совсем не нужен тем, кто внедряет новые садистские принципы под видом препятствия насилию. Настоящая борьба с насилием выглядит иначе.

Не абсолютизировать чужие вины, прощать причинённые обиды или попросту не замечать их - древний, надежный и самый простой способ нейтрализовать последствия взаимных травм. Обиды бессмысленны...

* * *

Что такое жизнь, если не усилие жить вопреки невозможности жизни и порой вопреки нежеланию жить? Преодоление препятствия рождает в жизнь - если хватает сил на преодоление. Пока всё легко, человек не пробуждается от духовной спячки, а значит и не вполне живёт. Боль рождения в жизнь и боль жизни что-то значит, хоть мы и не можем понять до конца в чём её суть.
Благополучие кичливо. Только травмированная раковина, замкнутость которой нарушена песчинкой, рождает жемчужину. В том числе - жемчужину мысли. Почему так устроено? Быть может потому, что воду не могут открыть рыбы, живущие в ней - пока не лишатся воды?
Вот что такое наше христианское «Ей, гряди, Господи!». И это очень похоже на юродство...

* * *

Бог не наказывает за несовершенство, но научает способам удобно достичь совершенства и награждает по мере продвижения к совершенству. Он не мешает упасть тому, кто решил упасть, потому что иногда даже падение человеку необходимо - ради исправления кривизн и приближения к совершенству. Бог судит злую волю и укоренённость во грехе, но суд Его - в отлучении от Себя, которое осуществляет всё-таки сам человек. Порой суд Бога может быть методом спасения - т.е. рукой помощи (рукой «хирурга»), а вовсе не карающей рукой, хотя и последнее, конечно, рано или поздно настигает того, кто слишком крепко сцеплен с духом антихриста.

5 января, 29 января 2022

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.