Прп. Серафим Саровский (1754-1833)
Прижизненных портретов батюшки насчитывается от пяти до десяти, и даже больше.
Сложность в атрибуции состоит в том, что подлинники некоторых портретов до нас не дошли, но есть ранние копии с этих портретов.
Некоторые портреты признаются прижизненными только потому, что они выполнены маслом на холсте.
Другие портреты, хотя и очень ранние, как утверждают исследователи, но дописаны позже – нанесением после канонизации на них нимба.
Каждый из этих портретов имеет свою историю хранения и перемещений, насыщенную как фактами, так и легендами. Было несколько современных попыток профессиональных исследований этих изобразительных артефактов.
Начнем с тех портретов, которые или подписаны самим художником, или имеют документальное свидетельство об их авторах.
1. Художник арзамасской школы В. Е. Раев (1808-1871). «Серафимъ Саровскiй Пустынножитель», 1828.
2. Неизвестный художник В. Ф. Бихов. Холст, масло. «Преподобный Серафим Саровский», 1829 г.
3. Е. М. Журавлева (рожденная Бахметьевой). Фотoграфия с портрета «Преподобный Серафим Саровский на пути в пустыньку», 1833 г.
4. Список (копия) с прижизненного портрета художника Д. Евстафьева. 1860-1870-е гг. Холст, масло.
5. Инок Иосиф (Семен Серебряков). Автокопия с прижизненного портрета. Золотой нимб был добавлен после канонизации преподобного.
Остальные портреты – прижизненные или написанные сразу после кончины преподобного – тоже имеют свои истории, но о них расскажем после.
Публикация по материалам протоиерея Владимира Вигилянского
Комментарии
До наших дней сохранилось несколько прижизненных изображений святого, но именно этот Ново-Дивеевский образ уже больше века почитается как икона.
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий