Из дневников
Можно ли злого человека исцелить добром? (Дать ему много всего прекрасного и доброго, отнестись к нему с добром, и он станет...) На первый взгляд может показаться, что да. Однако...
Злой от доброго отличается тем, что чем большее добро видит, тем больше озлобляется. Зависть рождает недобрые чувства, а быть добрым для злого — слишком дорогое удовольствие. Сделав кому-то минимальное добро, злой так собой гордится, что уж лучше было не делать ему никакого «добра», ибо от зла его не отличить. И, рано или поздно, злой это понимает и начинает ненавидеть* всякого доброго человека, видя его превосходство над собой.
Оклеветать доброго, найти в нём близкое себе нечистое или хотя бы испачкать доброго, чтобы разбить вдребезги его добродетель — вот чего хочет злой человек, видя перед собой доброго.
А добрый? Добрый, видя чужое добро, сорадуется ему, ибо всякое добро есть Господне. Господни люди радуются за другого человека потому, что не надмеваются своими добродетелями. В чистоте творя добро, они в чистоте и сорадуются чужому добру.
Как же в таком случае злой, недобрый человек может стать добрым? Только через покаяние**, и то злой злому рознь (по-настоящему злы демоны и про их покаяние нам ничего неизвестно, такими же по-демонски злыми бывают люди). Извне доброта другого уязвляет и злого, и недоброго, но благодаря этому переживанию он может узнать о себе неприятную правду, что нет в нём настоящей доброты, и покаяться. Потому и в вечерней молитве к Пресвятому Духу есть соответствующие слова «доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем...» (глагол «уязвити» значит «наносить рану, ранить»). Ветхая природа человека исполняет его самости и гордости, от которой человек страдает, однако может исцелиться Христом и во Христе, куда вход через покаяние.
* * *
По сути людей можно разделить на три категории по отношению к чужому добру, и это, возможно, один из самых точных критериев оценки человека. Добрые искренне разделяют чужую добродетель и сорадуются чужой радости — это Христовы люди. Недобрые (но и не злые!) не могут чисто разделить чужое счастье, но борются со своей нечистотой. Злые погрязли в своей злобе настолько, что могут только ненавидеть чужое добро, ибо по злобе своей не могут к нему приобщиться.
Как их различать? Только опытным путём - по отношению к добру. Какие плоды вырастают на дереве души человека - таков он и есть. Злому человеку свойственно становиться всё более злым - разлагаться душой, другие же, наоборот, помалу растут в добре.
* * *
Нет такого добра, которое не оклеветали бы злые.
* * *
Вместо того, чтобы поливать окружающих грязной водой своего самостного - человеческого, слишком человеческого, лучше бы стремиться осветить их светом своего-несвоего божественного — и тогда отношения были бы прекрасными. Несбыточное...
* * *
Низости хотят казаться немощами и рядятся в их одежды, а немощи могут быть увидены как низости. Различая в себе и другом немощи и низости, можно избежать многих зол. Немощи — это желание должного при недостатке сил, а низости — это желание недолжного.
(Сила, кстати, это как раз степень чистоты — приобщения к чистоте. Святой ведь свят не своей силой, а Христом. Сам по себе и святой немощен).
При этом должное на разных уровнях существования разное. Только райское должное верно для всех, но верно стратегически, а не тактически. На уровне здесь и сейчас много противоречий, которые таковыми являются лишь нашему ограниченному взгляду. Противоречия — неизбежны, а потому любая абсолютизация происходящего на уровне здесь и сейчас лжива по своей сути и опасна.
* * *
Свои низости люди любят принимать за немощи, а чужие немощи - за низости.
Изначально, разумеется, надо научиться различать в себе самом низости и немощи, без этого невозможно различить их в другом.
* * *
Чужие немощи, как впрочем и свои, надо прощать (не замечать), а низости — пресекать. Потому так важно научиться различать низость (желание недолжного) и немощи (недостаток сил исполнить должное, при наличии искреннего желания, стремления).
Когда человек с Богом, в нём нет места для низостей, но немощи никуда не деваются. Хотя разово оступиться - дело житейское, со всяким бывает. Но случайное и закономерное = не одно и то же.
Если к низостям относиться, как к немощам, они будут расцветать и убивать своего носителя.
Относиться к немощам других, как к низостям — низость. Относиться к низостям других как к немощам — заблуждение, которое всегда дорого обходится.
* * *
Все мы несовершенны, все совершаем ошибки, которые накладывают отпечаток на характер, и мы царапаем других этими «отпечатками». Однако ошибки бывают принципиально разными: это ошибки человеческого в нас и ошибки бесчеловеческого в нас. Первые надо прощать, их можно даже не замечать в другом, по крайней мере эмоционально - они неопасны, хотя и громоздки, тяжеловесны при отношениях (все ошибки другого ложатся бременем на нас в отношениях, и это нормально — «носите бремена друг друга»). Вторые ошибки — опасны, не замечать их — недопустимо, т.к. они чреваты развитием во зле носителя этих ошибок. Первые — это немощи, вторые — низости. Различать их — первое дело здравомыслия, т.к. любовь к ближнему требует различать их, и по-разному на них реагировать.
Кстати, пошлость — это немощь или низость? Пошлость — это низость, рядящаяся под немощь (или что-то другое — неважно). Пошлость — это низменное, изображающее из себя высокое. Пошлость — это неподлинность.
---
* Именно поэтому «бисер перед свиньями» (свиньи — это страсти) метать не годится, ибо ближний от этого не спасается, а ещё больше озлобляется;
* * То есть изнутри, а не извне.
Вопрос-ответ
Вопрос: А как долго недобрые будут бороться со своей нечистотой? И злые могут ли перейти в статус хотя бы недобрых?
Мой ответ: Всё зависит от искренности желания быть добрым. Человек течёт туда, куда стремится и становится тем, куда течёт.
Вопрос: Искренность, она с рождения дается. Недобрым и злым сложно это понять. Они не меряют жизнь и добродетели этой категорией. Т.к. у них на 1-м месте инстинкт.
Мой ответ: Когда обезьяна спасает из огня щенка, у неё тоже — инстинкт (Жизнь!). Могла бы и не спасать. Или, подобно людям, порадоваться — хотя нет, это вряд ли. Инстинкты — разные, человек свободен выбирать себе инстинкты.
Вопрос: Я всё же больше склоняюсь к гностикам, которые считали, что есть гилики, пневматики и психики. И если у человека инстинкт первичен, ему не до добродетелей и искренности, т.к. нужно прикладывать усилия, ведь это работа духа и сознания.
Мой ответ: Человек рождён, чтобы подняться над своей данностью. В этом его суть.
Вопрос: Может он это и понимает, но сворачивает на иной путь. Идет по той линии, что у него явно проявлена и первична. А в эпоху перемен инстинкты особенно побеждают разум.
Мой ответ: Инстинкты — разные, человек свободен выбирать себе инстинкты. А отговорки, чтобы не выбирать, найти всегда можно. Выбор головы и выбор естества — не одно и то же. Если выбор головы не соответствует естеству, человеку придётся ломать себя в соответствии с выбором головы, т.е. осуществлять себя задуманного. Чтобы избежать подобного неудобства человек может отказаться от выбора.
Дневники 18 января, 31 мая; 18 августа; 14 октября 2018; 18 — 19 сентября 2019
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий