На вопросы об отношениях человека с истиной отвечает поэт, эссеист Светлана Анатольевна Коппел-Ковтун
- Разве истина достижима для человека?
- Конечно. Несмотря на то, что многим это трудно признать - по разным причинам.
- Вы имеете в виду научную истину?
- Нет, научная истина - это только фрагмент целой истины, которая доступна человеку. Одна из граней. Причём в наше время даже наука начинает всерьёз зависеть от мировоззрения учёного. Если оно слишком узко, он не в состоянии видеть истину в фактах, искажает её в своих трактовках. Подгоняет избранные факты под своё представление. Факты - не такая уж достоверность в наши дни, ибо их слишком много - не удаётся охватить целое, да и толковать их можно по-разному вплоть до до противоположностей. В такое интересное время мы теперь живём.
- То есть, отказывая даже науке в достоверности, вы говорите о доступности истины?
- Да, истина познаётся во Христе. Христос и есть истина. Беда в том, что понять, что это значит, многие не могут. Даже христиане. А если бы поняли, от восторга засияли бы умами и сердцами.
- Метод?
- Приобщение.
- Но человек не может вместить всю истину. Он меньше...
- Сам по себе - не может, а во Христе может - приобщившись ко Христу. Человек во Христе больше себя самого. Несоизмеримо больше. Во Христе мы все - боги. Причём в нас актуализируется та грань (грани) истины, которую мы в себе включили деланием. И хоть в нас присутствует не вся полнота сразу, в доступе - всё, абсолютно всё. Что реально требуется, то всегда имеешь - знаешь.
- Вы признаёте божественность человека?
- Только в связке с Богом. Самого по себе человека обожествлять нельзя, от этого он падает в демона. Вечное (божественное) мыслят вечным в себе, а не невечным...
- Если вечное можно понять только вечным в себе, то как оно туда попадает, вечное - в меня - изначально? Когда во мне его нет? Значит, изначально существует в нас что-то, способное различить и понять, принять в себя вечное?
- Вечное в нас - это дар Христов. Только дар! Ничто наше не может понимать вечное. Но тут есть тонкость, которую правильно понять можно только вечным. Всё наше человеческое во Христе - вечное. Нет ничего вне Христа, что может понимать вечное. Но человек создан по образу Христа. Христос в нас - есть и нет одновременно. Он есть только тогда, когда актуализирован, и нет Его, когда актуализировано что-то другое. Ветхая и новая природа человека - внутренне можно или там, или там находиться. Разная природа - это как разное программное обеспечение. Разные возможности.
- Понятно. Но почему так мало людей этим пользуется?
- Добрые люди ленивы, прячутся от своих божественных возможностей за ложным смирением. Зато активны злые, они активно толкают человечество за пределы человеческого, в демоническое. Они понимают, что это возможно.
- А добрые почему не понимают?
- Сколько я ни пытаюсь объяснять такого рода вещи, их понимают только те, кто понимает изначально, у кого есть зачатки понимания, и кому объяснять нужно только отчасти. Но тот, у кого этого нет совсем, кто не принял Христа, вероятно (и это встречается даже у номинальных христиан), не способен понять. Он просто всё перевирает на свой манер - ветхий, самостный (иного инструментария в нём просто нет). Это поражает воображение. Причём бескрылость всегда атакует крылатость - ищут к чему бы придраться. А тут есть ещё одна тонкость. Крылья - одни на всех. То есть, атакует тот, кто их отвергает. Если бы не отвергал, а полюбил, сам бы стал крылатым. Вот так и обретается этот дар - через любовь к крыльям. Не напоказ, не придуманную, а реальную. Это по-настоящему красиво. Фуга!
- Понятно. А человеческая природа в человеке, понимающем вечное. Она ведь постоянно ставит подножки. И человек спотыкается - теряется ли уровень его понимания вечного при этом?
- Конечно теряется. В том и смысл, чтобы удерживать себя в режиме стояния во Христе. Не удержался - пал, потерял. И в этом же смысл поэзии - удерживать состояние. Настоящая вещь - слепок состояния, которое включает вечное измерение.
- Мне всё-таки кажется, падающий человек не теряет уровень понимания, оно с ним остается. Но он своим падением предает это понимание, отлучает себя от него. Но понимать-то не перестает.
- Напрасно кажется - это не так. Отчасти, конечно, что-то остаётся, но это СОВСЕМ другое понимание. В том и смысл. За то и драка - чтобы истинно понимать истину.
Другое дело - упавший может подняться. И для того, чтобы подняться, надо стать лучше себя прежнего, который упал. Скорость восстановления зависит от степени падения и духовного роста. Человек ведь напитывается благодатью. Собирает её - прп. Серафим Саровский говорит, что смысл жизни в стяжании Св. Духа. У духовного нищего, т.е. богатого не собой, а благодатью*, запасы в сравнении неплохие. И если он тут же раскаивается, а не укореняется во грехе, то всё быстро проходит. Незрелые личности, наоборот, оправдывают свои грехи, лукавят, и потому всё больше напитываются грехом и самомнением.
В любом случае падение всегда равняется потере понимания. Иначе мы себе припишем понимание, а оно - во Христе, а не в человеке. Христа понимают Христом. Вне Христа возможны лишь догадки, предположения, фантазии на тему...
- А как быть не христианам?
- Не буду давать ответ за не христиан, ибо мой опыт всё-таки христианский. Но я думаю, что Христос остаётся Христом для всякого искреннего и чистого душой человека, как бы он ни называл Его. Другое дело - полнота опыта. Но, опять же, каждый выбирает свою меру. Какими путями люди идут к чистоте в других религиях - вопрос не ко мне. Был один такой гений разума, который изучил все основные религии мира в первоисточниках и стал православным. Он, наверное, смог бы ответить. Читайте его - это Серафим Роуз.
--------
* «Когда ты выбрасываешь из себя своё «я», в тебя бросается Христос» (Прп. Паисий Святогорец).
Беседовал Игорь Петухов
05/03/2021
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий