О пользе «очепяток»
В творчестве, как и в жизни, всё самое главное происходит случайно — как бы само по себе. Правда, за случайностью внимательный человек зачастую обнаруживает руку Божью, подталкивающую его в нужном направлении. Так случилось и в этот раз: работая над одной из статей, я допустила случайную опечатку, заметив которую пришла в изумление.
Оказывается, «верующие» от «врущих» отличаются всего парой букв. Точнее — присутствием буквы «е» в корне слова. Это весьма символичная разница, т.к. в церковнославянском алфавите букве «е» присвоено имя «Есть». Можно говорить о полном согласовании богословия и филологии в данном конкретном случае. Выходит, что верующие — это те, кто есть на самом деле, а врущие — те, кто лишь кажется, кто НЕ есть (кого по-настоящему ещё нет). И ведь Бог христиан — это Тот, кто Есть на самом деле1, в полноте, именно Он передаёт верующим свойство Жизни быть, а не казаться.
Врущие
Дело конечно не только в букве, хотя эта правда языка поражает воображение. Внимательному (внимающему Бытию) христианину хорошо известна и другая правда: всё настоящее — действует2. Дары у каждого из нас — свои, и люди действуют, исходя из даров. Но действуют только настоящие (у них есть для этого соответствующая сила — дар), а так называемые ряженые — лишь имитируют действие, чтобы скрыть свою ненастоящесть, в том числе от самих себя. «Ряженые» всегда намереваются торчать напоказ, чтобы их видели и хвалили. Это единственный из доступных им способов убеждаться в собственном существовании. Кричать о себе всеми доступными, не выходящими из рамок приличия, способами. Ненастоящим неизвестен вкус подлинного бытия, им кажется, что так и должно быть, что так только и бывает на свете. Но это неправда, это ложь неделающих о делающих.
Когда причисляющие себя к атеистам слышат о вере от врущих, они им не верят — и это к лучшему. Потому что вера врущих — ложная, приглашающая в ложь, и она может погубить человека скорее, чем безверие. Среди атеистов немало потенциальных верующих, не знающих о себе этого, зато ложь врущих они распознают верно.
Чтобы перейти из врущих в верующие, надо решиться не врать и действовать в согласии с заповедями Христовыми. Ибо пока не взойдёт Солнце Правды — Христос в небе души, «всяк человек — ложь» (Пс. 115:2).
Верующие
«Вера — осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1). Собственно вся глава Послания к евреям говорит о том, что такое вера. И всё же первые слова её — об осуществлении ожидаемого торжества Любви и Добра, об осуществлении в себе и через себя Царствия Небесного.
«Царствие Божие внутри вас» (Лк. 17:20-21), оно посеяно в природу человека Спасителем, но прорастает в нас только по воле носящего его в себе человека.
Вера начинается с принятия крещения, ибо в крещении происходит пробуждение спящего зерна Христового к жизни. Душа человеческая по природе — христианка, для неё природно уподобиться Богородице: носить в себе Христа, родить Христа, заботливо и со вниманием растить Его. В этом и состоит смысл человеческой жизни. Семя Христово, посеянное в естество человеческое Спасителем, активизируется, приводится в жизнь действием благодати во время Таинства Крещения, и с того самого момента человек становится способным к свободному выбору между добром и злом, между правдой и ложью: грех не довлеет над ним, как непреодолимая сила. И чем настойчивее воля крещённого в желании следовать заповедям веры, тем быстрее он будет приближаться к счастливому воцарению Христа в нём. Движение детей в этом направлении должны поддерживать родители и восприемники — в этом их особая миссия и предназначение.
В хлеву неочищенной от ветхих пристрастий человеческой души рождается крошечный, как горчичное зерно, Христос. Но растёт Он в нас не произвольно, а лишь при синергийном соучастии самого человека, в согласии с личной волей человека. Потому крещение, если за ним не следует соответствующая христианская жизнь, не даёт никаких автоматических результатов, кроме одного: свободы не грешить. И то, до поры, потому что нерадение о великом даре Христовом приносит свои законные плоды, нива Христова зарастает сорняками. И верующий может легко перекочевать в лагерь врущих, если не осуществит до конца в себе верующего.
Быть верующим — это значит непрестанно, каждое мгновение утверждать в себе торжество жизни и правды Христовой. Силу для этого верующий получает от Христа. Но чтобы сохраниться верующим, необходимо полученными дарами щедро делиться и приумножать их, развивать свои таланты. Верующий — это всегда отдающий, одаривающий, это всегда кормящий голодного и одевающий раздетого: не потому что так надо, а потому, что иначе он не может. Природа вещей такова.
Христос в нас — лишь пока мы Его отдаём. Стоит только прикарманить Его, оставить для себя любимого как бы про запас, и Он тут же уйдёт. Тем более недопустимо превращать Спасителя в средство для достижения тех или иных корыстных целей. Именно этим погрешил христопродавец Иуда, когда вознамерился получить власть вкупе с богатствами, и выбрал предательство Мессии как кратчайший путь к достижению желаемого им блага — так ему казалось. Верующий Иуда стал врущим, потому что идол его — иудейская мечта о мировом господстве — затмил его разум.
Всякий идол в конечной своей точке превращается в Ваала3. Потому первые заповеди, дарованные Богом человеку, защищают его от дурной религиозности.
Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
«Люби Бога — и делай, что хочешь», только если это настоящая, всамделишная любовь, а не воображаемая, мечтательная, ложная.
Истинная вера даёт человеку надежду на чудо преображения своей жизни. Она не просто одаривает его всем необходимым для этого инструментарием, но и насыщает благодатью, просветляющей ум и сердце настолько, что глаза души начинают видеть всё как есть. «У кого отверзается зрение для видения грехов, тот видит не отдельные грехи, а полную искаженность своей души, которая постоянно источает всякие грехи, больше того – даже добрые дела, и те пронизаны ядом греха»4. Так верующий подвижник обретает смирение и духовную нищету, которые только и открывают перед Богом двери сердца по-настоящему.
Примечания:
1 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам (Исх. 3:14).
2 Вера Без дел мертва (Иак. 2:26)
3 Ваал (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает «господин», «владыка» и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времён провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и Ваалом, причём термин Ваал, употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства. Противостояние истинного богослужения и идолопоклонства продолжалось вплоть до состязания пр. Илии со жрецами Ваала на горе Кармил (3 Цар. 18:17-40). Почитание Ваала было связано с развратом и культовой проституцией (3 Цар. 14:24), с принесением родителями детей в жертву (Иер. 19:5) и, наконец, с лобзанием идолов (3 Цар. 19:18; Ос. 13:2).
4 Слова игумена Никона (Воробьева).
25/09/2015
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий