Личность должна стремиться к богоподобию, для христианина это неоспоримый факт. Потому спросим себя: аристократичен ли Бог? Или ещё точнее: аристократичен ли Христос?
Новые аристократы не понимают главного, того что понимал, например, Ницше. Его аристократия духа, по крайней мере, имеет смысл. Но когда священник, пастырь Христов по определению, говорит, скажем, что на выборы нельзя допускать всех, выборы - дело элиты, он не аристократ, а раб кошелька. И тут Ницше прав: раб другом быть не может.
Человеку нравится думать о себе, как о принадлежащем к высшей касте - это естественно. Но естественный отбор происходит по денежному принципу, прежде всего. Далее, по образовательному. И если с деньгами всё более-менее понятно, то с образованием совсем плохо. Самость зашкальная, а значит ни о какой аристократии духа речи нет. Подлинный аристократ руководствуется евангельским принципом «больший из вас да будет всем слугою».
Если возможны святые, не получившие образования, и отпетые негодяи, имеющие несколько дипломов, то говорить о низком и высоком следует исходя из каких-то других критериев.
Постмодерн, на мой взгляд, это время, когда Бог своими средствами предоставит каждому возможность явить свою внутреннюю суть, без оглядки на какие-то наши понтовые заморочки. Ни кошелёк, ни диплом, ни титул не помогут тому, кто пусть даже говорит, что любит Бога, а ближнего своего ненавидит.
И что весьма показательно, те же так называемые аристократы, прикладывают все свои силы на злое употребление даров постмодерна. То есть, они только усугубляют свою участь, демонстрируя своё полное пренебрежение к людям, в каждом из которых сокрыт Христос.
----
Замечание одного из философов: Древнегреческий пастух и Аристотель говорили на одном языке (о другом, но хорошо вспомнить).
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
Анатоль Франс
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий