Блок: Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию

 Поэт АЛЕКСАНДР БЛОК с восторгом принял революцию. В статье «Интеллигенция и революция» он писал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию» (9 января 1918 года). В январе 1918 г. появилась  поэма «Двенадцать» с ярким финалом:

               Так идут державным шагом —

               Позади — голодный пес,

               Впереди — с кровавым флагом,

               И за вьюгой невидим,

               И от пули невредим,

               Нежной поступью надвьюжной,

               Снежной россыпью жемчужной,

               В белом венчике из роз —

               Впереди – Исус Христос.

А.Козырев: «12 красноармейцев – вера в то, что через революцию воскреснет Русь. Блок сам не понимал, что написал, поэтому везде ходил и слушал, что про неё говорят. Сам он уверял, что увидел что-то белое, выходящее из тьмы, это чисто цветовая ассоциация, которая родила Исуса Христа в конце поэмы. Причём обратите внимание, имя Иисуса написано с одним «и», это старообрядческий Христос. Тот же Блок примерно в то же время начинает писать пьесу о Христе, которую не заканчивает, но там «Иисус». Видимо, есть смысл в этом написании, особенно учитывая, что старообрядцы были активными спонсорами русской революции, давали деньги большевикам. Старообрядцы ненавидели режим, самодержавие, долгие годы преследовавшее их церковь».

Поэма Блока стала событием. Её обсуждали. Сергей Булгаков, например, написал статью «На пиру богов» для сборника «Из глубины». По форме это диалог, где один из героев – Беженец – выражал позицию самого автора. 

Беженец: Вы, может быть, читали поэму А. Блока «Двенадцать», вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из всего, что появлялось в области поэзии за революцию. Так вот, если оно о большевиках, то великолепно; а если о большевизме, то жутко до последней степени. Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, «без креста», в другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведёт? … Поэт здесь не солгал, он видел, как видел и раньше,— сначала Прекрасную Даму, потом оказавшуюся Снежной Маской, Незнакомкой, вообще, совершенно двусмысленным и даже тёмным существом, около которого загорелся «неяркий пурпурово-серый круг». И теперь он кого-то видел, только, конечно, не того, кого он назвал, но обезьяну, самозванца, который во всем старается походить на оригинал и отличается какой-нибудь одной буквой в имени, как у гоголевской панночки есть внутри лишь одно тёмное пятно. И заметьте, что это явление «снежного Иисуса» не радует, а пугает. На этот счёт ещё Вл. Соловьев писал одной своей мистической корреспондентке, что если «известное явление не производит непосредственно никакого движения духовных чувств» и «впечатление остаётся, так сказать, головным, а не сердечным», то «это очень важный признак, давно замеченный церковными специалистами по этой части».

Максимилиан Волошин говорил: «Христос вовсе не идёт во главе двенадцати красногвардейцев, а напротив преследуется ими… И потом, что же это за апостолы, которые выходят охотиться на своего Христа» («Их винтовочки стальные / На незримого врага…»)!

Александр Блок – в докладе «Крушение гуманизма» (1919 г.) предвосхитил то, что в 1930 году напишет Хосе Ортега-и-Гассет в «Восстании масс» или Николай Бердяев в брошюре «Новое средневековье» (1923 г). 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также Алексей Козырев рекомендовал книгу Евгении Викторовны Ивановой «Александр Блок: Последние годы жизни» (СПб.-М.: Росток, 2012). 

Подготовил Максим Гревцев

1

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.