Вопрос:
Прочла у старца Иосифа Исихаста: "Так как человек создан разумным и кротким, то исправляется несравненно лучше любовью и кротким обращением, нежели гневом и грубостью". Никак не могу "усвоить = сделать своей" эту мысль. А как же условный Шариков? Булгаков, кажется, доказал, что ласка не всегда срабатывает.
Мой ответ:
Интересная тема. Я бы начала с того, что отделила пороки от недостатков. Порок лаской не лечится, а недостаток лечится. Но человека нельзя отождествлять с его пороком - он иное. Отсюда видно, что слова старца именно об отношении к человеку. Скажу проще: далеко не всякий человек имеет право назидать и наказывать другого, даже по заслугам. Прежде полюби - потом наказывай, причем одновременно и люби, и ласкай, и наказывай.
Беда сегодняшних православных в том, что, хотим мы этого или нет, мир влияет на нас. Только одни видят это в себе, другие не видят, а потому полны самомнения.
Суть в том, что большинство истинных высказываний старцев понимается неверно, ошибочно - ложно, т.к. старцы говорят о том, что обычному человеку нас самом деле неизвестно, у обычного человека не возникает тех вопросов, на которые отвечают себе и своим ученикам старцы. Они говорят на другом бытийном этаже - не на том, на котором живут сегодняшние слушатели и подражатели.
Правильный ответ на неправильный вопрос - это неправильный ответ. Правильный ответ без соответствующего вопроса - это неправильный ответ. И проблема не в ответе, разумеется, а в том, кто его получает.
А как решить проблему несоответствия? Не трактовать по-своему.
Высший пилотаж заключается в умении не думать собой, а слушать слово. Слово способно САМО раскрывать то, что вложил в него говоривший, но не сразу - оно должно прорасти в земле души читающего. И пока не проросло - никакой отсебятины!
Что до Шарикова, то грех как раз видеть в человеке ТОЛЬКО Шарикова. Вспомним знаменитого А.С. Макаренко, который нашёл способ творить из маленьких бандитов героев. Нынче модно мыслить о человеке в противоположном ключе, но это именно потому, что создаётся кастовое общество. Теперь внедряются, скорее, кастовые, чем христианские подходы, но что за этим? В Индии, к примеру, миллионы людей - это каста неприкасаемых. Шариковых, можно сказать.
Скажу больше, даже наука уже доказала, что важнее генов социальная среда - т.е. общество в котором живет человек. Правила этого общества и творят шариковых даже из вполне нормальных биологически людей. Но вопреки науке в обществе внедряется иная парадигма, которую огрублённо можно сформулировать так: правильные (прежнее - хорошие) человеки появляются только у «хороших» (именитых, богатых, правильных) людей.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий