Человек просто цепляется за что-то, что, возможно, в свою очередь, тоже подвижно, и его крутит и несет

Якоря...

О еще одной причине проблематичности для нас субъект-субъектного метода 
В стихийно возникшей беседе о действенности используемого нами метода было очень точно сказано: «Мы привыкли к тому, что мы все же что-то понимаем – и если мы чего-то совсем не понимаем, мы стараемся в этом себе не признаваться». 
Мы, действительно, привыкли к пониманию. Но все же стоит задумываться – не самообман ли это? Потому что зачастую наше понимание есть то, что в некоторых традициях называется «якорями». Имеется в виду, что человек бросает якоря, то есть отыскивает/назначает для себя некоторые точки реальности неподвижными и неизменными, для того чтобы в ней таким образом закрепиться. При этом он игнорирует тот факт, что реальность – текучая, меняющаяся – и, может быть, совсем другая, чем он себе представляет. Он просто цепляется за что-то, что, возможно, в свою очередь, тоже подвижно, и его крутит и несет (и он не очень может отследить – куда, поскольку ориентирован на неподвижность), а ему кажется, что он устойчиво стоит все в том же месте. И часто сам он в своей ригидности – главный якорь/стержень той действительности, которая его окружает; поэтому стоит измениться ему – и изменится все вокруг. И можно видеть себя в этой ситуации атлантом, без которого упадет небо, а можно взглянуть на себя и как на плотину, запрудившую реку и создавшую болото затхлой, застоявшейся воды. 
Из книги: Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019. – 336 с.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

0

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.