Человек может что-то делать или, наоборот, чего-то не делать, потому что не велено: мамой, обществом, регламентом, правилами, законами, инстинктами... Или потому, что не приходило это что-то в голову - не знал, что так можно поступать. Как тут понять кто ты есть сам по себе - без всех социальных подвязок?
Кто я такой на самом деле? Помнится один из персонажей Достоевского отвязался от общественных табу и сразу угодил на каторгу. А потому зарёкся впредь действовать по своему уму, решил довериться общепринятым нормам. Оно и понятно...
И всё же человек всегда хочет выйти за предел. Или хотя бы на предел - чтобы быть живым и настоящим.
Что будет, если отпустить все социальные тормоза? Если оставить человека сам на сам - каким он себя обнаружит? Чтобы позволить себе подобное упражнение в свободе, надо пройти духовную школу самообуздания. Вероятно для этого и было принято в монашеской среде пребывать сначала (до свободы во Христе) в послушании старцу. Надо было выковать духовную форму достаточно надежную и крепкую, правильно скроенную - чтобы человек не погиб в свободе.
Быть, а не казаться духовным человеком во Христе - это быть реально свободным от всего социального шлака отношений, который, словно костыль, удерживает маленького человека от падения в пропасть.
Духовный человек по мере возрастания может практиковать малые прыжки в свободу - чтобы познавать себя таким как есть, чтобы открывать свою природу и, если надо, обуздывать её не абстрактными приемами как было до того (приемами для всех), но работать по индивидуальной программе, учитывая именно свои душевно-духовные дисфункции и повреждения.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий