Направление нашей жизни во многом задаётся испугом: если чего-то сильно испугались, то либо преодолеваем свой испуг, движемся ему наперекор, либо намереваемся избежать того, чего испугались - уклониться и отклониться (убежать).
С этой точки зрения, может быть, и стоит смотреть на человека в первую очередь, чтобы понять преодолением чего или уклонением от чего является его жизнь. Тем более, что крайне малое число людей развили в себе ещё и позитивное устремление к чему-то, помимо движений против страха или от страха.
Стоит взглянуть на себя и честно ответить на вопрос: что для меня самое страшное? И станет очевидно, что траектория моего пути, жизненные привычки и пр. во многом сформирована этим страхом (страхами). Жизнь во многом - способ преодоления страхов. Или же намерение уклониться от страшного.
Счастлив, у кого есть хоть что-то ещё - с помощью чего только и можно преодолевать свои страхования.
А тот, у кого нет страхов? Либо спит либо избыточно благополучен...
Благословен тот, кем движет единственно важный страх - страх Божий (т.е. страх оскорбить Бога и утратить право на отношения с Ним)*. Думаю, что традиция назвала это чувство страхом (Божиим) именно потому, что человек движим страхованиями, отталкивается от них, это доминирующие его двигатели по жизни.
Потому стоит приглядеться, что защищает человек в трудный для него момент? Чем и ради чего жертвует? Грех, когда большим жертвуют ради меньшего (так было с Иудой, например). Иерархия ценностей - не субъективна, субъективное её восприятие лишь указывает на уровень развития личности.
---
* Страх Божий поглощает все другие страхования, избавляет (освобождает) от них. Отсутствие страха Божия, наоборот, ввергает человека в пучину множества страхов, делает рабом своих страхов (этим, кстати говоря, умело пользуются политтехнологи).
* * *
Главную движущую силу человека легче всего обнаружить в трудной ситуации. Именно потому, что он всецело ей подчинится. Так тщеславный человек пожертвует всем, кроме статусного. И никакой страх Божий (страх оскорбить прекрасное) не ему станет помехой. Главная страсть человека ведёт его в кризисных обстоятельствах, и блажен тот, чья страсть - Господь.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий