В богослужении есть стихира, которая поется в первую седмицу великого поста, в среду на вечерни. Это из тех текстов, о которых А. Ф. Лосев с восторгом говорил, что каждая фраза может быть развернута в докторскую диссертацию по философии: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы, да примем от Христа Бога велию милость». Здесь предлагается поститься не только телесно, но и духовно. Названо, что входит в духовный пост: развязывание «союза» — связи, уз неправды; раздерем «стропотная нуждных изменений», т. е. кривизну, неправоту отступлений от свободы, и уничтожим всё, что расписано, распределено неверно. Всё, что расписание, неверно. Это задача, которая и у нас: разобрать свалку, хлам. Но дальше неожиданное: как другая сторона того же ДУХОВНОГО поста, или просто как то же самое растерзание неправды, другими только именами: дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы, да примем от Христа Бога велию милость. Понимать это надо не так, что ЗА ТО, что мы дадим нищим хлеб, а бездомным дадим кров..., а так что хлеб и кров это конечно не наши а Христовы, т. е. давание алчущим хлеба ТО ЖЕ САМОЕ что принятие нами милости, т. е. нищие бездомные голодные это мы сами и есть, но это сказано не прямо, потому что нищие и голодные мы сами от себя заслонены: мы нищие и голодные не потому что мы постимся — ведь мы постимся добровольно, — а МЫ ПОСТИМСЯ ДЛЯ ТОГО, чтобы увидеть себя нищими и голодными наконец и ВПУСТИТЬ к своему голоду и к своей нищете хлеб и тепло дома.
В. Бибихин «Пора (время-бытие)»
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий