Часто встречаемой является ошибка мышления, которую можно проиллюстрировать таким образом.
Говорит, к примеру, прп. Иустин (Попович): «Славянский всечеловек, его главная тайна: всечеловеческое братство людей в Богочеловеке Христе». Говоря «славянский» он имеет в виду, что сама по себе идея всечеловека преимущественно волновала и волнует славянские души. Прп. Иустин вовсе не подразумевает того, что славяне суть самодостаточный всечеловек, что другие народы тут ни к чему. А ведь именно эту неверную мысль при желании можно обнаружить в приведённом высказывании.
Когда текст, написанный в одной системе нравственных координат читают из другой системы нравственных координат, получаются такие ошибки. В мире высоком подобная низменная трактовка не существует - такое прочтение немыслимо для высокого.
Так же христианство порой обвиняют в фашизме, придираясь к идее о том, что человек без Христа - ещё не вполне личность, что полнота всякого человека - Христос. Путают с нацистским «унтерменш» (недочеловек), не понимая, что в христианстве человек сравнивается не с другим человеком, а с самим же собой. Это не сравнение в рамках один человек хуже - другой лучше, а сравнение в рамках одного и того же человека: зрелый - незрелый. Есть же детский возраст, когда ребёнок содержит в себе потенцию личности, но ею вполне не является. Ребёнок призван развиваться, двигаться вперёд к себе лучшему.
Смысл вышесказанного в том, что низменное сознание склонно находить низменные смыслы и в высоком, где их нет и не может быть по определению (кто ищет, тот всегда найдёт), потому что ищет низменным мировоззрением. И приписывают свою низость высокому, которое совершенно не понимают, не могут понять в рамках своей системы координат.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий