Природа - это сущностное, а не личностное

Отвечает Светлана Коппел-Ковтун

Pavel May, г. Мельбурн:
Хочу задать вопрос, ответ на который в течение 4 лет я не могу найти в традиции, в христианском богословии. 
Но сначала исходные предпосылки:
Что является главной характеристикой человека? Чем один человек отличается от другого сущностно? Я думаю, что очевидно, не плотью, не телесностью. Общепризнанного термина для этого отличия нет, но вы наверно поймете, о чем идет речь, если сказать – «Я». «Я» является субъектом всех своих проявлений. «Я» есть то, что волит, мыслит, переживает, помнит, знает и т.д. При этом мы знаем, что «Я» современного человека, имеет определенные свойства и ограничения – ограничения человеческой природы.  «Я» не обладает неограниченным знанием, неограниченной памятью, проявление воли «Я» имеет границы, оно подвержено страданию и т.д.
Мы также знаем, что самая главная характеристика Бога – «Я»:  «Я есть…». Бог есть субъект, но как субъект, как «Я», Он не имеет никаких наших ограничений, это «Я» другой «природы». Точнее сказать, божественное «Я» не имеет природы, это чистое «Я».
Тогда у меня вопрос о «Я» Иисуса. Если он Бог и истинный человек, то он должен обладать двумя разными «Я», что, на мой взгляд, очевидный абсурд. То, что мы читаем о нем в Евангелиях, ясно говорит о его человеческом «Я». Но, что тогда означает тринитарный догмат?

Почему у меня возник вопрос о двух Я Иисуса. Потому, что мы в группе читали Евангелия четыре года. Я там не нашел ни одного места, намекающего на божественное Я Иисуса, но множество мест, где Иисус говорит о своем служении Богу Творцу . В посланиях апостола Павла нет ни одного упоминания Иисуса как личности, ипостаси Бога. Везде формула «к Богу через Христа». Меня не интересуют тринитарные споры, меня интересует честное прочтение Евангелия.

Мой ответ:
Вы путаете личность и природу: две природы не значит два Я. Природа - это сущностное, а не личностное. Далее, главной характеристикой человека является способность к богообщению и становлению богом, т.е. для того, чтобы выйти за границы человеческой природы, надо стать богом. Как? Только в Боге. Личность - это моё Я в Боге, в отличие от индивидуальности - моё Я в Человеке. Личности различаются точкой стояния в Боге - другими словами, своими дарами, талантами, призванием, которые зависят от точки внутреннего стояния в Боге.

Индивидуальности отличаются точкой стояния в Человеке (своим фрагментом единой для всех природы - тем, что дано само собой).

«к Богу через Христа» - Христос у каждого в сердце, и Вы, и я к Богу приходим через Христа в нас. Единого на всех Христа. Он один и для Себя, и для нас, но их не надо путать. Быть может поможет понять это вот какая мысль. Она и о богословских догматах в некотором смысле. Вед что такое догмат - это точка стояния внутри, из которой виден Бог, истина, из которой можно по-настоящему мыслить и понимать. Почему так важно правильно мыслить о Боге? Чтобы не плодить в своей голове идолов. Всякая ложная мысль о Боге закрывает Бога,является преградой. Но всякая истинная мысль, наоборот, соединяет с Богом. Истинный образ - не субъективен в привычном смысле, а объективен (объективная субъективность существует!). Христос в моём воображении может быть ложным и истинным. Истинный этот как раз и тот, что в Троице, и тот, что во мне одновременно пребывает. Причем и во мне, и в Вас, и во многих других, когда мы истинно мыслим о Боге.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.