Человек смертен потому, что не выбирает бессмертие, т.е. Бога
Человек смертен потому, что не выбирает бессмертие, т.е. Бога. А что значит выбрать Бога не на словах, а на деле? Как минимум, надо перестать желать урвать что-то только для себя. Все мы делаем это - заботимся о себе, о своей безопасности, и потому хотим хорошее и лучшее присвоить себе, и желательно так, чтобы ТОЛЬКО себе - это повышает статусность. Богу это несвойственно. Бог - богат и щедро делится всем, что имеет, Он может потому и богат, что не присваивает ТОЛЬКО себе ничего. Другое дело, что взять у Бога божье можно только богоподобием своим - т.е. не всем дано взять то, что даёт Бог (но всем дана возможность стать такими).
Когда я раскрываю свои жадные руки, чтобы поделиться с другим тем, чем владею, я уподобляюсь Богу. И не так важно, действительно ли я в состоянии кого-то одарить, важнее - моя готовность отдать, мои раскрытые навстречу другому руки, моя сердечная жажда одарить другого, а не обокрасть, поднять другого выше, а не опустить, чтобы вознестись над ним. Всё равно ведь одаривает Бог, а не я, а я должна лишь не мешать Богу одаривать через меня другого. Такова тайна ближнего, тайна Бога, такова тайна любви в Боге и тайна становления богом.
Чтобы найти Бога, надо найти сначала ближнего - впустить в своё сердце другого
Чтобы найти Бога, надо найти сначала ближнего - впустить в своё сердце другого. Ближний - тот, кто нуждается во мне, кому я могу быть чем-то полезен. Ближний - мой шанс родиться в Боге, родиться в Бога. Для ближнего родиться - не для себя. Родиться таким, который может послужить другому в Боге. Быть в Боге - это служить богом в себе богу в другом. Причём служит во мне ближнему Сам Бог, а не я - не стоит мыслить о себе слишком много. Моё дело - не мешать Богу творить Своё дело, а Его дело - Любовь.
Если же я думаю, что могу сделать что-то полезное для другого, я сразу же возношусь - падаю в свою самость, в свою ветхость, начинаю гордиться тем, что я что-то могу. Потому немощь блаженнее - если в Боге (эта немощь творит много добрых дел - находит возможности). Это самый короткий путь к Нему. Но это вовсе не значит, что невозможна длинная дорога к Нему. Бог каждого приводит к Себе тем путём, который для него более удобен.
Близкие люди - это люди, между которыми возникает Бог.
Душа всякого человека в этом мире - мученица
Душа всякого человека в этом мире - мученица. Пожалевший другого, увидевший его душу-страдалицу, увидел это богом в себе - так рождаются в Бога. Потому и разбойник, который, вися на кресте рядом со Христом, пожалел Его - пусть даже просто по-человечески, просто сострадая его невинному страданию, а вовсе не веря во Христа, родился в Бога и оказался мил Спасителю, умилив его в самые тяжкие для Его человеческой жизни минуты.
Светиться навстречу свету - не опасно
О духовном важно мыслить сообща, сердечно открываясь другому, так постигаются истины, которые без другого - лишь смутное ощущение. Где двое или трое во имя Христово, там Он посреди.
* * *
Светиться навстречу свету, отзываться светом на Свет - не опасно. Опасно светить другим, ибо действительно светит тот, кто светится, а не тот, кто светит.
* * *
Важно не путать чистоту абсолютную и чистоту момента. В моменте постижения истины быть чистым легко, потому что истина захватывает целиком. В любви нет страха именно поэтому. Абсолютная чистота даже святым недоступна, а относительная - доступна каждому человеку, если он сумеет полюбить истину и удерживаться в этой любви какое-то время. Святые - это не безгрешные люди, а умеющие удерживать себя в любви к истине длительное время, настолько длительное, что почти всегда.
Главное, конечно, происходит само собой
Главное, конечно, происходит само собой. Мы немощны, и не надо требовать от себя невозможного. Святость - не сказка, до которой не дотянуться.
Как сказал кто-то из святых, Бог ближе к нам, чем наши кровь и кости. И когда уповаешь на Него, всё легко («Бремя Моё легко» - сказал Он) и нестрашно. Каждый из нас - нищий перед Богом, только не каждый это осознаёт. Нищему проще понять, что всё - от Бога, и только от Него. Нашего ничего нет и быть не может. Всё наше - тлен.
Тщеславие заставляет нас ставить перед собой недостижимо высокие цели
Наша гордость, наше тщеславие заставляют нас ставить перед собой недостижимо высокие цели, и мы не достигаем Бога не потому, что Он далёк, а потому что мы сами от Него далеки. Не надо ставить заоблачные духовные цели - в этом прелесть. Ложно смиренничая, мы на самом деле гордимся. Смирение - просто, как Бог. Стоит смирить зашкальное самомнение о своих духовных возможностях, которые где-то там, впереди, далеко за облаками, и Бог настигнет в тот же миг, ибо Он скучает, Он ждёт, Он стремится к нам.
* * *
Святость - это не то, что может принадлежать человеку. Святость всегда принадлежит Богу! Ошибочно мыслить, что святой - тот кто имеет святость как себя самого. В святом святится Бог, и это делает святого святым. Можно сказать, что святой пребывает в своём внутреннем храме - в Боге. И пока он в этом храме, пока в Боге, пока и свят. Надо не выходить из Бога, чтобы не выходить из святости.
Ошибка многих - приписывание человечности как таковой свойств Бога. Нет, человечность входит в Бога, но может и выходить из Него.
Для святости важны два момента: 1) человек должен пребывать в Боге 2) Бог должен пребывать в человеке. Христос говорит: «Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14:11). Это и означает быть совершенным - т.е. богом.
Когда человек выходит из Бога, Бог не может в нём пребывать - святость невозможна. Святость ВСЯ - Бог, а не человек. Человек может присвоиться и усвоиться Богу - стать Божьим. Божьим, а не своим? По-настоящему своим и Божьим - одно, когда своим, а не Божьим, тогда не по-настоящему своим (ветхим, а не новым - т.е. грешным, павшим во грех, не равным себе самому).
Хорошая христианская психология похожа на остеопатию в том смысле, что помогает убрать все застойные, «заболоченные эгоизмом» места внутреннего пространства, чтобы дать возможность Богу в нас течь без препятствий. Об этом сказано: «Сделайте прямыми пути Господу!».
Свойства святости - свойства Бога, а не человека. Но в Боге сам человек становится богом.
5 -19 июня 2019; 7 сентября 2020
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
«Бог стал в сонме богов, и посреде богов произвел суд» (Пс.81:1).
«Вы боги есте, сынове Вышнего есте» (Пс.81:6).
«Бог стал человеком, дабы человек стал богом» (свт.Афанасий Великий).
«Слова того, кто желает говорить с Богом, не говоря с людьми, пропадают впустую» (Мартин Бубер).
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий