В древности говорили: «Ты произнеси „Кайрос“ и смотри, что перед тобой откроется!» (Павзаний).
--------
Кайрос - время, в котором живут боги.
Кайрос (др.-греч. Καιρός «благоприятный момент») — древнегреческий бог счастливого мгновения.
* * *
Пауль Тиллих обращается к греческой терминологии, чтобы глубже понять рассматриваемый предмет. Есть формальное время, механическая длительность, которое обозначается термином «хронос», а есть «подлинное время», благоприятное, исполненное содержания и смысла, которое, в свою очередь, обозначается термином «кайрос».
По мысли Тиллиха, кайрос — это момент полноты времени, когда Вечное врывается во временное. Любое такое вмешательство мы называем чудом или откровением, это нечто такое, что выпадает из цепи причинно-следственной связи. Это когда Бог к нам обращается, и нужно внимать таким моментам.
«Кайрос в его уникальном и универсальном смысле есть, для христианской веры, воплощение Иисуса Христа»1, — делает важное уточнение Тиллих. Это самое конкретное и непосредственное вмешательство Бога в историю.
В чем-то созвучен Тиллиху другой мыслитель, Карл Барт, который акцентирует внимание на моменте воскресения Христа. Это настолько уникальное событие в истории, настолько «кайросное», что он его даже отказывается называть историческим. Этот момент хорошо отмечает Кристер Р. Сайрсинг в предисловии к русскому изданию бартовского «Послания к Римлянам»: «Откровение Божье — математическая точка, не занимающая никакого определенного “места” в пространстве. Откровение Божье не историческое событие в череде прочих событий мировой истории, но неисторическое явление, кладущее истории начало и конец. Оно совершается во времени, которое превыше всякого времени, в месте, не имеющем локализации в пространстве. Это “невозможная возможность”»2.
«Сознание кайроса зависит от внутренней причастности судьбе и предназначению времени. Его можно найти в чаяниях масс; оно может проясниться и обрести очертания в маленьких кружках, где осознается интеллектуальная и духовная тревога; оно может обрести силу в пророческом слове; но его нельзя продемонстрировать и навязать; оно подлинно и свободно, ибо само является судьбой и благодатью»3.
----
1 Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры. — М., 1995, IV.
2 Барт Карл. Послание к Римлянам. — М., 2005.
3 Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры. — М., 1995, I.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий