У каждого человека два лица, как минимум: его собственное лицо - лицо его сути (физической и духовной) и лицо его болезни. Если кто считает, что болезней у него нет, то грехи и страсти - это тоже болезни (безгрешен только Бог). Тем важнее различать, отличать человека от его болезни. Людям же свойственно обратное: с радостью приписывают они свойства болезни самому человеку, не желая видеть за болезнью настоящее лицо - это чуть ли не главный человеческий грех. Гордость внушает нам смотреть на недостатки другого человека, при этом достоинства его трактовать в дурном свете или вовсе не замечать их.
* * *
У всякого ли человека есть лицо? Может у кого-то вместо лица как раз и есть только лицо болезни? Наверное так бывает - актуализировать себя подлинного удалось далеко не всем, многие и не подозревают о необходимости проснуться в себя. Фантазировать о наличия лица, которого нет, безусловно не стоит. Однако следует помнить, что неактуализированность - это не отсутствие, а потенциальная возможность присутствия, которую тоже стоит уважать.
Всякое ли отсутствие лица - потенциальная возможность его присутствия? В теории, наверное, всякое, а на практике... На практике бывает, что тьмы слишком много - жизни не хватит человеку, чтобы её рассеять хотя бы отчасти, и увидеть свою подлинность. Потому надо спешить просыпаться, ведь пробуждение - это не конец, а только начало пути.
* * *
Немощи и низости, недостатки и пороки - их надо различать, безусловно. Ибо оказывая поддержку немощи, мы помогаем ей преодолеть её недостатки и двигаться в сторону добра. Оказывая поддержку подлости, мы участвуем в подлости. То есть, не спасаем, а губим человека - даже двоих (себя тоже).
Повторю на всякий случай, что немощи - это хотеть должного, но не иметь достаточной силы для исполнения желаемого, а низости - хотеть недолжного (должного и недолжного не в юридическом смысле, а природном - т.е. недолжное - это чуждое природе).
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий