Думаю, что фраза Свидригайлова: «Разум страсти служит», есть прямая полемика с Просвещением, ибо в Просвещении разум должен был обуздывать страсть (Просвещение предполагало, что это возможно). На мой взгляд, это очень важная фраза, думаю, Достоевский здесь солидарен с героем (хотя и - как всегда - говорит нечто более сложное), особенно если мы учтем, что страсть – это вовсе не обязательно страсть половой любви. Страсть к справедливости тоже вполне себе страсть – и Великая французская революция вполне показала, что такое разгул этой страсти. Просто как только разум начинает служить страсти – любая страсть может рассчитывать на обслуживание разумом – и кажется, это едва ли не главная проблема современности. Видимо, разум (во всяком случае, так по Достоевскому), вообще не способен осуществлять ведущую функцию, которая всегда принадлежит сердцу. Если сердце открыто Богу – разум служит Ему. Если сердце закрыто для Бога – единственное его содержание и составят страсти, которые и будет обслуживать разум.
Предвидя возражения: если нам кажется, что, например, выходя замуж по расчету, некто руководствуется разумом - то мы ошибаемся. Руководит здесь (в отсутствие Бога) соперничающая страсть - это может быть алчность, может быть жертвенность (желание обеспечить близких, например, как Достоевский и показывает в романе в случае Дуни; случай Сони сюда не подходит – она не РЕШАЕТ пожертвовать собой, а ПОЗВОЛЯЕТ другим жертвовать собой – как, собственно, и Христос). А разум только обслуживает страсть.
Татьяна Касаткина
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий