Александр Марков, доктор биологических наук, популяризатор науки, лекции которого слушать большое удовольствие, всё же слишком категорично не принимает религиозную концепцию творения жизни Богом. Он как-то сказал, что в биологии причины существуют только в прошлом, а не в будущем. Но зерно как таковое с ним совершенно не согласно: биологический путь зерна имеет целеполагание в будущем - из него разовьётся то или иное растение, дерево, в полном согласиии с законами природы. Можно, конечно, сказать, что причина жёлудя - родительский дуб, но всё же от прошлого дуба этот конкретный жёлудь уже оторвался и у него началась своя жизнь, имеющая цель в будущем, а не в прошлом - ведь жёлудь развивается в совершенно новое, отличное от прежнего дерево. То есть, причина - в смысле цели и смысла - находится в будущем.
Так и ребёнок имеет своё целеполагание в будущем, а не в прошлом. Ребёнок станет собой, когда вырастет. Вектор его движения - стремление в будущее. Причина его движения - будущее. Причина появления, допустим, в прошлом, но причина движения - в будущем. И самая полная, широкая, большая причина потому - в будущем. Детство существует ради грядущей взрослости как полноты. Детство - полуфабрикат взрослости. Или, вернее, ребенок - полуфабрикат себя взрослого.
Это по сути вопрос о курице и яйце: что было раньше? В моей интерпретации получается - курица. Но не та, что в прошлом, а та, что в будущем - которая разовьётся из яйца. Если же глядеть на вопрос строго позитивистски, то первично яйцо, из которого разовьется новая курица. А вовсе не курица, породившая яйцо - как может показаться.
Секрет в том, каков фокус нашего смотрения, куда мы смотрим. Целеполагание, конечно, имеет причины в будущем. И в этом смысле яйцо не причина курицы, а как раз наоборот (будущая курица причина яйца).
Итак, на плоскости (плоский взгляд): курица - причина яйца, в том смысле, что его снесла. В объеме (т.е. с учётом всех бытийных уровней и измерений) яйцо - причина курицы, но курицы вообще. Причина же яйца - курица, которая из него разовьётся.
Таким образом, само слово «причина» можно понимать совершенно по-разному, и в одном случае причина будет в прошлом, в другом - в будущем.
Александр Марков о том, почему люди с большим трудом постигают суть теории эволюции
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
В аристотелевском учении о причинности не только генетическая причина, но есть ещё материальная, формальная (идейная) и целевая. Аристотелево учение - вполне цельное и системное. Генетическая причина - то, откуда. Целевая причина - то, куда. Формальная причина - то что. Материальная причина - из какого материала.
Максим Бутин
- Ответить
Ссылка на комментарийБытие, Глава 1, стихи 20-22
- Ответить
Ссылка на комментарийЧто было раньше: курица или яйцо? В начале было Слово (целостность, единая, полная совокупность слов - идей и Личность). То есть некая целостная история, заключённая или, вернее, рождённая внутри Слова.
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий