Спор об универсалиях - номинализм и реализм

Преподобный Максим Исповедник
Преподобный Максим Исповедник

Спор об универсалиях, номинализм и реализм

"Все началось с индивидуализма. Это неправильное понимание человеческой природы. Началось все в англосаксонском мире с протестантской реформы… Либерализм в моем прочтении - процесс освобождения личности от любого вида коллективной идентичности. Был отказ от католической церкви как коллективной идентичности, от западной империи как коллективной идентичности. Последовал бунт против национального государства в пользу чисто гражданского общества. Затем произошла большая битва XX века между либерализмом, коммунизмом и фашизмом, и либерализм после распада СССР победил.

Оставалось освободиться только от двух коллективных идентичностей.
Это гендерная идентичность — а она коллективная, ведь мужчина и женщина должны быть вместе. Освобождение от гендера привело к появлению трансгендеров, ЛГБТ (движение признано в РФ террористическим, экстремистским и запрещено - Ред.) и новой формы сексуального индивидуализма: «Пол – это нечто необязательное».

И последний шаг, который еще не полностью сделан, — освобождение от человеческой идентичности. Вы сможете выбрать: быть человеком или не быть, и у этого есть имя – трансгуманизм, постгуманизм, сингулярность, Искусственный Интеллект… Это политическая, идеологическая повестка завтрашнего дня. Англосаксонский мир — в ее авангарде".
А.Г. Дугин
--------------------------------------------

Есть две базовых позиции в споре о соотношении индивидуального и общего в мироздании

1. Реализм. Общее в разных вещах задается тем, что за этим общим для вещей стоят божественные идеи, которые служат образцом и, в большинстве философских систем - идеалом для вещей. Общность вещей объясняется прежде всего тем, что за ними стоит общая идея, к которой они устремлены, хотя в случае с людьми это устремление носит и интеллектуальный и волевой характер - можно противиться идее и разрушать идею в себе.

Классический пример реализма - это философия Платона или философия преп. Максима Исповедника, которая является для любого православного нормативной (хотя большинству православных просто не хватает образования ее изучить и в принципе здравомыслящий человек может без изучения обойтись, просто сохраняя верность церковной традиции).

Конкретный понятный пример: мы русские, существует русскость как базовая идея, божественная идея, которая объединяет нас как русских, форматирует как русских, задает нам идеал как русским.

Таков реалистический взгляд. У реализма есть свои риски, например можно увлечься и начать гипостазировать идеи, то есть воображать их как вещи, как субъектов, что неверно. Можно забыть об историчности идей или начать воспринимать историчное как текучее и неистинное. Но все риски реализма - пустяки по сравнению с номинализмом.

2. Номинализм. Никакого общего в вещах не существует. Все вещи единичны и текучи. Общее в них - только имя, произвольно заданный ярлык, обозначающий текучее и конструируемое по случаю содержание. Любые общности - это так сказать произвольные коалиции отдельных вещей. Наглядней всего это в социальной философии, где общество изображается как продукт общественного договора индивидов (для объяснения, откуда у индивидов есть способность к общественному содержанию и кооперации обычно придумываются какие-нибудь отмазки).

В античности и в патристической традиции номинализм был маргинален, но пышным цветом расцвел на средневековом Западе - от Дунса Скота, Оккама и далее. И он как ход мысли начал разрушать все базовые общие идентичности в Европе, а потом и в мире - Церковь, Империю, сословия, нации, семью и, наконец, самого индивида, который тоже есть общее для частных моментов себя и так вплоть до расчеловечивания.

Тот же понятный пример. Никаких русских нет - это произвольная конструкция с произвольным ярлыком и произвольным текучим содержанием, не хочешь быть русским - не будь им, в тебе нет ничего, что обязывало бы тебя быть русским, тянуло бы к этому, нет русской идеи, есть кличка "русский".

Разлагающее влияние номинализма стало особенно широким, когда он начал мимикрировать под персонализм. В этом обличье он заразил даже православное богословие и у некоторых греческих, а за ними и наших авторов даже Святая Троица начала трактоваться как "добрососедство ипостасей". Ж.К. Ларше это справедливо называет ересью усиомахии (то есть борьбы с сущностью).

На самом деле, конечно, личность - это не "индивидуальное, а не общее".

Личность - это конкретный способ осуществления в себе общего, выбор пути к общему. "Я русский, я иду до конца".

Может, конечно, иметь место и осуществление себя как отторжения от общего - это так сказать "темная личность" в самом буквальном смысле.

Нельзя быть личностью не осуществившись в семье, в нации, в вере, в общественном и государственном служении. Конкретное сбывание каждой личности зависит и от своего выбора, и от судьбы (бывающей весьма жестокой). Но сам по себе изолированный индивид личностью стать не может, ему не в чем осуществляться.

И вот западный номинализм, о котором говорит Дугин, строясь на отрицании общего, на доктрине "общее - это только имя", последовательно разрушал все те общности, в которых индивид мог осуществиться в личность. Сейчас он уже дошел до эсхатологического предела, разрушения самого индивида, самого Я, которое тоже "общее". И далее либо погибнет Запад как носитель этого номинализма (возможно за счет отвержения номинализма частью людей Запада), либо погибнет весь мир, в котором общие идеи будут утрачены, распадется на части.

Егор Холмогоров

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

0

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.