Вера по Тиллиху утверждение самого Бытия, а не чего-то в Бытии. Трансценденция подобного характера невозможна через какие-то конечные формы (через меня и только меня, через мой мир и только мой мир). Вера - это выход к самому Бытию.
Вера не есть вера во что-то предметное, конечное. Вера не есть вера в факт. Вера не есть вера в вещь. Вера не есть вера в существо. Поэтому вера и противоположна знанию, ибо знать можно только конечное. Само знание в конечном итоге и формы нашего знания - конечны, они - объектны. Сами понятия объект и субъект возникают, когда мы имеем дело со знанием. Вера отличается от знания тем, что знание - это знание по определению объекта, а вера своего объекта не имеет, вера не распадается на субъект и объект, как на субъект и объект распадается знание. Вера - целостна. Вера - не знание, не мнение, вера есть состояние. Состояние захваченности. Состояние, которое сказывается на том, что мы есть. Именно поэтому вера не есть что-то недоказуемое. Вера есть то, что бессмысленно и не нужно в конечном итоге доказывать. Знание есть то, что можно и нужно доказывать. Всякие доказательства уже предполагают веру. Сначала - захваченность Бытием, а потом доказывайте или опровергайте, что хотите. Это уже будет познание.
Тревога предполагает нашу незахваченность
Ясперс говорит Бытие - это объемлющее, то что объемлет вообще всё, в чём возможно всё. Оно объемлет и тревогу.
Всё что угодно своим условием имеет Бытие, а Бытие безусловно.
Именно в этом заключается сила трансцендирования. Трансцендирование возможно только при условии захваченности Бытием как безусловным, объемлющим.
Поднимаясь к Бытию, мы поднимаемся над тревогой. Бытие - бесконечное утверждение (а небытие - отрицание). Сила его питает наше утверждение (мужественность). Мужество - это сила утверждать (вопреки отрицанию). Говорит Да вопреки всякому Нет. Быть внимательным к Бытию вопреки небытию.
Смысл объемлет всякую бессмыслицу и поэтому можно трансцендировать. Потому надо вставать на сторону смысла.
Отрицание существует потому, что есть утверждение. Нет существует потому, что есть Да. Это и есть вера - оказаться на стороне Да. Принять, а не отрицать. Так понятое «вопреки» основывается на вере, понятой как захваченность бытием.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий