СРАВНИТЕЛЬНАЯ СХЕМА МОДЕЛЕЙ ПСИХИКИ И ДУШИ ПО К.Г. ЮНГУ И СВ. ФЕОФАНУ ЗАТВОРНИКУ
Многие, увлекающиеся психологией знают о том, что одним из первых концентрическую (послойную) модель психического бытия дал К.Г. Юнг в Тавистокских лекциях в 1935 г. Позднее эта модель легла в основу всей аналитической психологии, но не многие знают о том, что одним из первых мысль о многоуровневой (пяти уровневой) структуре души высказал святитель Феофан Затворник в труде "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться:
«Видите, сколько у нас сторон или, лучше, степеней жизни! Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно-душевная, есть собственно душевная, есть душевно-телесная (кажется, я не оттенил ее как следует – сюда принадлежат наблюдения с воображением и памятью, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений), есть телесная. Пять ярусов, но лицо человека одно, и это одно лицо живет то тою, то другою, то третьею жизнью и, судя по тому, какою жизнью живет, получает особый характер, отражающийся и в его воззрениях, и в его правилах, и в его чувствах, то есть оно бывает или духовным — с духовными воззрениями, правилами и чувствами, или душевным – с душевными понятиями, правилами и чувствами, или плотским – с плотскими мыслями, делами и чувствами.» Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 12, С. 43)
Приводим для сравнения две схемы, которые по разному и с разной степенью детализации передают устройство души.
Карл Густав Юнг сделал больший упор на детализацию телесного и телесно-душевного уровня, разбив его на 8 составляющих, а святитель Феофан показал общую структуру 5 основных этапов роста души от телесного уровня до духовного.
Фактически данная схема символизирует процесс соединения периферического ума головы (рационального мышления) с центральным сознанием духовного сердца (совестью).
Константин Яцкевич
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий