Заданность нужно перевести в прекрасную данность и начать…любоваться Другим

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

Читая М.Бахтина
Чтобы состоялось целое, хотя бы и незавершенное, нужны какие-то завершающие моменты.
Это зависит от того, в каких отношениях находятся Один и Другой.
Бахтин указывает на три типа отношений. Когда Один завладевает Другим, Другой завладевает Одним, и когда Один и есть Другой.
Для чего?
Для искомого совпадения. Нет совпадения – нет любовности.
А тут начинаются «трудности перевода» для Одного.
Заданность нужно перевести в прекрасную данность и начать…любоваться Другим. (Слово «любоваться», а потом и часто используемое слово «любовно» Бахтин употребляет в паре со словом «напряжённо».)
Введение к статье Бахтин заканчивает совершенно поразительной мыслью. Перекладывая на наш язык, это звучит так: если Один и Другой совпадают, то, во-первых, это событие, во-вторых…прекрасно, а в-третьих, нравственно. А когда Другого нет, то им становится Бог и состоится религиозное событие.
Это сорт интуиции любовной, работа написана в 1924 году, тогда этими вопросами в философии никто не занимался...
*
Я – Один. Ты – Другой.
У тебя есть душа. Это твой ВНУТРЕННИЙ человек. 
И у меня есть душа.
Да, та самая, которая ДАР. Так говорит Бахтин.
Душа сочетается с жизненной направленностью и наполненностью.
Всматриваясь друг в друга, а мы можем совпасть только на пределе внимания друг к другу, наши души видят отражения друг друга.
Бахтин считает, что то, что видит ДУША и есть ДУХ. 
То есть душа, видимая извне, и есть дух.
И далее, он утверждает (и не подлежит сомнению!), что проблема бессмертия касается души, а не духа; души, понятой как ценностное целое и протекающей во времени внутренней жизни.
И вот тут невероятная вещь! Наше время п р о в о д и т Другой. Т.е. он является его проводником.
В нас самих время не ощутимо.
В присутствии Другого душа нисходит, «как благодать на грешника, как дар, незаслуженный и нежданный».
*
Один и Другой – не одно и то же.
Но когда происходит проникновение, оно всё же необъяснимо в частичных категориях. Оно не обосновывается. Бахтин называет это "инкарнацией смысла бытию". То есть, возвращение.
Тогда получается, что совершая некую почти природную (а творчество имеет природу, так?) работу, верша её, карабкаясь на вершину, Один и Другой начинают путь друг к другу, путь к целому и целостности. Это ведЕние к источнику и вЕдение его. И это возвращение. И это оживление бытия смыслом творчества, что мы и делаем каждодневно (хотелось бы надеяться).

Татьяна Осинцева

Напряженно, видимо, в смысле актуализированности, живости. А совпадение, вероятно, встречается только в любви. В том смысле, что любовь (Бог) - первичное условие совпадения, а не наоборот. Мы в Боге совпадаем.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.