Понять человека

Автор
Протоиерей Иоанн Гончаров

Быть понятым — великое благо. Это полноценность жизни, это как бы распространение себя в жизненном пространстве других людей (любимых людей), это взаимное проникновение душ, это неугасающая радость бытия.

Понимание — будни любви, тихое веяние ветра вечного покоя. Человек, осчастливленный пониманием, воспринимает будни совсем иначе. А будни — большая часть нашей жизни, потому так дорог нам этот хлеб.

Наверное, во всем мире нет такой души, которая не тосковала бы по любви и, главным образом, по ее будням. Праздники любви скоротечны, и они не для всех. Но без любви повседневной, простой, как хлеб, человек жить не может. Как раз понимание — это ее начало, которое радует всех и всегда.

Любовь — тонкая ткань бытия. Своим светом и теплом она наполняет жизнь радостью. Вне ее и все разумное, и все значимое обесценивается, все становится в тягость.

Бог создал мир Любовью и подарил ее нам. Бог дорожит нашей жизнью неизмеримо больше, чем дорожим ею мы. Он питает наш разум и насыщает его смыслом, Он питает наше сердце таким желанным для нас пониманием друг друга. Без Бога как высшего озарения жизни наступает хаос непонимания. Привнесенные в нашу жизнь инородные понятия, порожденные безбожием, сеют глубинную отчужденность в сердцах, сбивают нас с дороги нашей культуры, меняют язык и провоцируют пороки, в которых гаснет свет разума, отключается тепло сердец. И человек живет в инерции угасания.

Непонимание — всегда отторжение, гибель того ценного, что рождается в душе. И люди обречены на непонимание, если они не восчувствуют в душе друг друга ценности, которые дороги им, являются разумными и необходимыми. Но такими ценностями могут быть только ценности вечные. Люди смогут понимать друг друга только когда захотят и потрудятся понять себя и познать Бога, т.е. войдут в ту высшую реальность бытия, где все и всегда постоянно, где нет тумана безумных фантазий.

Нежелание познавать себя предполагает полную невозможность быть понятым. Т.е. все в самом человеке и вокруг него зовет к серьезному размышлению, а он это оставляет без внимания и стремится за своим желанием — чтобы его поняли. Поэтому понять его можно только в этом устремлении, ибо, как понять содержание устремлений, если они далеко отстоят от вечных и ясных реальностей.

Неверие Богу, незнание и вот — непонимание. Бесцельно бродя по берегу жизни своего сердца, человек недоумевает обо всем происходящем. Отказываясь от Бога, он мучается неразрешимыми вопросами, не знает, не понимает себя, людей. Измучившись ходить во тьме непонимания, человек становится достоянием демонов, которые наполняют его сердце мраком тяжелых ощущений, взращивая в нем недовольство жизнью, которую он так и не захотел узнать.

Человек не принял Бога в свою жизнь — и нет в ней ни света, ни тепла, ни радости понимания. Жизнь без радости, — какая жизнь? Ведь мы стремимся к любви, все хотим ею жить, и вот — ее нет.

Что же с нами происходит? Мысли о самодостаточности загрузили наше сердце, наглость страстей подавила истинную красоту. Временное закрыло вечное. Но временное не может заменить вечное. Душа всегда будет испытывать голод по Божественному, всегда будет тосковать о радости любви, которая обретается только на пути к Богу.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

1

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.