Легко быть верной любимому, но как сохранить верность, если не любишь? Сердце неизменно будет искать предмет своей любви, прилепляясь то к одному, то к другому и, не находя радости ни в том, ни в другом, будет стремиться к следующему предмету. Велика сила любви истинной, но где взять ее? Как обрести? Как найти предмет любви, в котором успокоится сердце?
Мудрые люди советуют не бросаться со своей любовью к каждому встречному, мол, надо уметь ждать. Причем не праздно и лениво, а творчески, активно — созидательно ждать. Надо верить в свою любовь, прислушиваться к ее голосу, надо искать любовь, но, прежде всего, надо быть достойным истинной, а не ложной любви и не размениваться по мелочам. Однако, не менее важно смирить себя перед Лицом Божим, чтобы во всем положиться на Него, важно быть готовым принять из рук Его любой вариант своей судьбы, уповая на милость Его и благость, а не на свои желания и ожидания. Это — тоже верность...
Вы думаете, речь идет о любви женщины к мужчине (или наоборот)? Вы правы, но не совсем, ибо говорю-то я о ней, но имею в виду совсем иную любовь — небесную, духовную, ту любовь, которою мы можем любить не только другого человека, но и Бога. Говорю не о плотской любви, какая присуща нам наравне с животными, а о той, которая отличает нас от животных. Я говорю о любви своего сердца, которая когда-то была его неутолимой тоской, а теперь наполняет душу неземной радостью. Без этой радости все было пресным и безсмысленным. Без этой радости не было жизни.
Но что я могу сказать об этой любви? Разве я создала ее? Разве я родила ее в себе? Мне нечего сказать о ней. Я знаю лишь то, что теперь она живет во мне и может излиться даже с этих страниц. Но рассказать о ней я не могу.
Правда, можно попробовать рассказать о пути к ней. И это, пожалуй, единственное, что можно описать словами. Можно назвать ее имя. Но сколь многие уже говорили об этом?!..
Все мы живем в таинственном и непостижимом мире, и жизнь наша непосредственно погружена в Тайну. Существует тайна рождения и тайна смерти, тайна добра и тайна зла, есть тайна любви и тайна страданий.... Две последние из названных тайн теснейшим образом переплетаются с тайной Бога и тайной человека. Именно об этом я и попытаюсь кое-что сказать.
Тайна Бога и Тайна человека связаны между собой таким образом, что одна без другой не раскрываются. Это то, о чем Василий Великий говорил: все истинно познанное о Боге, можно смело переносить и на человека.
Православие — это практика, прежде всего. Конечно же, согласованная с теорией практика, но не теория сама по себе, не философия. Православие действенно отвечает на все насущные проблемы и потребности человека. Православие — это жизнь (телом, душой и духом) во Христе, это подвиг уподобления Христу, а также радость общения со Христом и друг со другом во Христе. Та самая РАДОСТЬ, без которой все лишается смысла.
Вы спросите: какая связь между любовью женщины к любимому и между ее любовью ко Христу? Да самая непосредственная. Вспомните слова Христа: Кто не любит ближнего, тот не может любить и Бога. Любовь к мужу или жене — только не плотская, а преображенная духом, одухотворенная любовь — есть кратчайший путь к любви вообще, а значит и любви к Богу. Существует еще и путь монашеский, иноческий, т.е. иной путь. Но говорить о нем я не буду, ибо знаю о нем скорее понаслышке. Это путь трудный, многострадальный, а потому и многоплодный. Радость этого пути немного иная — иноческая, более высокая. Но есть и некоторое сходство — верность и любовь, верность любимому.
Сколь часто заповеди любви Христовой воспринимаются нами внешне, по-фарисейски, как некий закон, и только. Вследствие чего осуществление его требований становится непонятным и непосильным бременем, хотя Сам Христос говорит нам: «Бремя Мое легко». И еще: «Кто любит меня, заповеди Мои соблюдет».
Женщины хорошо знают, как нетрудно хранить верность любимому. Как радостно служить ему, беречь себя для него. Как радостно забывать себя ради него... Верность — естественное свойство истинной любви, равно присущее любви к Богу и любви к человеку, потому что истинная любовь вне Бога невозможна. Душевность, присутствующая в любви человека к человеку, безусловно, должна быть очищена и преображена Духом — трансформирована, а не просто отброшена. Ибо иначе, вне душевности, сама духовность выродится в псевдодуховность, в некую схему — безжизненную теорию. Таких псевдодуховных людей в церкви немало. Их духовность безжизненна, мертва, ибо им ведома лишь умозрительная, теоретическая любовь. Их сердце не знает что такое любовь практикующая — теплая, живая, искрящаяся радостью единения с ближним и со Христом, радостью забвения себя и узнавания себя в другом.
Прямо говоря, семейная жизнь, подобно монашеской, тоже сопряжена с исполнением послушаний, с терпением скорбей, со смирением, а также с готовностью принять страдание ради другого, со своеобразным добровольным мученичеством не себя ради, и это важно. Бог посылает любовь именно в сердца таких добровольных мучеников, пусть даже мучеников относительных, мучеников в кавычках.
Тайна страдания — одна из самых таинственных тайн. Она сопряжена с тайной любви уже хотя бы потому, что каждому из нас надо выстрадать свою любовь. И Христос, притерпевший высшие страдания, воплотил в себе и высшую любовь, которая спасает всех нас из плена ненависти и греха. Именно Иисус Христос есть символ истинной — предельной верности любимому. Он был предельно верен (до смерти) и своей любви к Богу-Отцу. Он остался предельно верным также и своей любви к человеку.
2006
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий