Далеко ли до Гефсимании Всечеловека?

Автор: Светлана Коппел-Ковтун
Христос в Гефсиманском саду. Илья Глазунов

Апокалипсис — не воля Бога и не стихийное бедствие. Апокалипсис — сугубо человеческое творение, произведение человеческой воли (сознательной воли большинства), рук, ног, голов и сердец, потому делать вид, что мы тут ни при чём — лукавство. Отвернулись от Бога в нас и оказались повёрнутыми сатане в нас.
От кого зависят сроки наступления конца? От нас! Определённый уровень нравственной деградации человечества даёт старт апокалиптическим процессам, а не природа или Бог. Не хочется наступления конца мира? Не надо его производить — как производят изделие. Апокалипсис — творение человека, а не Бога. Бог лишь потом придёт — когда мы угробим мир до такой степени, что даже «небо свернётся как свиток».
Всеведущий Бог знает что такое человек и потому в утешение любящим Его дал знать о Своём приходе после конца, чтобы те имели силы не унывать, чтобы не страдали сердцем больше меры о кончине мира.

* * *

А есть ли вообще смысл в страдании о мире? О людях, о судьбах мира в приложении к человеку, страдают праведники, потому что во Христе любят ближнего, как самого себя. Радость о Христе в них всегда сопряжена с печалью сораспятия Христу и печалью сострадания людям и невинно страдающим животным. Быть может, это самый надежный критерий оценки подлинности духовного опыта — радость о Боге со слезами сострадания человеку и страждущей твари.
Мы все умрём, тем не менее охранение и защита жизни — священный долг человечного человека.

* * *

Когда человек свой личный комфорт  ценит дороже истины, когда ставит его над истиной и готов жертвовать истиной ради комфорта,  когда соглашается на попрание истины ради комфорта, он теряет и комфорт, и истину, и себя. Вне истины какой комфорт? Разве только комфорт обесчеловеченного человека возможен вместо истины и против истины.

Время — плод выбора большинства, оно обладает свойствами, которыми наделили его люди. Человек живёт во времени, которое сам создаёт (как паук — паутину). Полотно времени такое, каким мы его сотворили, а нас такими сотворил Бог. Чтобы творить благо — для самого себя в том числе, нужно жить в послушании Богу, а не своим или чужим прихотям.

* * *

Терпение скорбей и прощение обид, возможно, единственно удобный способ спасения души, потому что грех — во всём, к чему прикасается человек. Мы, если что делаем хорошее, то от Христа это, а не от себя. Собственно и прощение обид — только во Христе достигается вполне, но в этом прощении меня больше, чем любом другом делании.

Всё хорошее — от Бога и Богом, человек слишком мал. Но он и велик тем, что может жить и действовать Христом, во Христе. Как мы без Бога ничего сами не можем, так и Бог в нас ничего не может без нас.

* * *

Подменённый Христос (Антихрист) станет достоянием тех, кто знает только авторитет. Как Истина Христос Сам открывается или нет. Кто не знает Христа иначе как Авторитет, тот станет бороться против Христа и Христовых в рамках проекта нового мира, думая, что служит этим Богу.

* * *

Конец мира неизбежен? Конечно. Как и конец каждого из нас, но это не повод не спасать жизнь заболевшего человека? Жизнь человека конечна, тем не менее мы призваны беречь эту жизнь. То же самое следует мыслить о кончине мира.

* * *

Христос телесный — это исторический Христос, прежде всего, но, вероятно, тела почивших в Боге святых, тела людей, носивших или носящих Христа, некоторым образом приобщены к Телу Христовому — именно ради такого приобщения существует в Церкви Причастие Телу и Крови Христовым.

А причастие душе и духу? Тело было носителем души и духа, т.е. через тело, принимая телесное телесно (просфора ведь материальна) мы приобщаемся целому Христу, если только способны своими душой и духом подняться на достаточную для этого высоту. Если не готовы, то можем постепенно расти во Христе, т.е. Христос начнёт расти в нас, прорастая и в наше душевное, и в духовное, и в наше телесное, если мы будем работать душой, телом и духом во Христе (если не работать во Христе — не прорастёт).

Итак, в нас один неразделившийся Христос: телесный, душевный, духовный.... и социальный. Христос в нас — это ещё и социальный Христос. И сейчас происходит именно над социальным Христом надругательство, которого мы словно не замечаем.

Судьба исторического Христа — Икона судьбы Христа социального, привычно именуемого в нашей традиции Всечеловеком. Всечеловек — это Христос в нас (в нас, а не во мне!).

Остаётся задать себе вопрос: далеко ли до Гефсимании Всечеловека? Или она длится именно сейчас? Тогда далеко ли до Суда и Казни?

* * *

Раз Антихрист — не только ПРОТИВ-Христос, но и ВМЕСТО-Христос, стоит задуматься о том, каким образом может осуществиться это самое ВМЕСТО. Общение Бога с человеком имеет два аспекта, два вектора, движущихся навстречу друг другу: со стороны Бога и со стороны человека. Антихрист займёт место Христа — со стороны человеков (иначе никак ему не стать Антихристом). Как это скажется на богообщении, на молитве — об этом надо размышлять хотя бы. Равнодушие к этому моменту — не есть ли равнодушие ко Христу? Есть ли желающие вступиться за Христа? Как Пётр, например - глупо, да, но сердцу не прикажешь. Я не верю в святость равнодушных — как бы они ни рядились...
Думаю, что Пётр потому и получил ключи от Царствия Небесного — за то самое ухо, за сердце, способное к такому состраданию. И петух ему во искупление достался за то же самое сердце — простое человеческое сердце, которое суть антипод иудиного, торгашеского.

Подлинная глубина понимания сути спасения во Христе без понимания вышеизложенного аспекта спасения от нашего человеческого богоотступничества невозможна. Если бы не богочелочество Христово, не нашлось бы никого в человечестве, способного перепрыгнуть через эту пропасть богоотступничества. Умирание Адама за грехопадение, о котором предупреждал Бог в раю, длится до сих пор, осуществляется поэтапно и достигнет своего апогея именно в торжестве Антихриста, которое осуществится исключительно благодаря воле самих же людей.  «Не ведают, что творят» сказано не только о распинателях исторического Христа, но и об исторических распинателях Всечеловека (Христа в нас).

* * *

Никто, кроме человека не может ограничить человека. Это верно не только в том смысле, что даже Бог не нарушает свободы человека, а дьяволу он отдаётся только по своей воле, пусть и не вполне осознавая происходящее (не умом, а сердцем делается выбор). Человек человека — другой человек другого человека - может ограничить. Если бы не это, вряд ли был бы возможен конец мира.

В этом контексте  «Ад — это другие» Сартра приобретает совсем новое толкование, пророческое. До времён постмодерна вряд ли можно было предположить возможности другого по ликвидации человека в человеке. Другой создаёт меня, но так же он и разрушает меня - если может. Новейшие технологии дают такие возможности другому.

Дневники 5 ноября 2019; 9, 10, 13, 14 апреля; 19, 30 июня 2020

1

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Комментарии

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную; потому что та и другая — одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей.

Прп. Исаак Сирин

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.