Спасается спасающий

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

Из дневников

Спасается спасающий. Быть спасающимся - значит спасать. Кто не спасает того, кто обречён погибнуть, тот сам уже погиб.

* * *

Иногда мне кажется, что слово «очертить» неспроста обращает слух к слову «черти». Ну вот рисовали же круг вокруг себя для защиты от нечистой силы - чтобы очертить закрытое для нечисти пространство (отчертить - защитить от чёрта/чертей). 
Но есть ещё слово «черта» - некое ограничение, некий итог (подвести черту - потому что ограничение настигло), некий запрет и одновременно преодоление запрета, преодоление нормы (за чертой).Таким образом очертить себя - это запретить себе движение в сторону нечести. Поставить границу - себе же, а не только чертям. Быть может, именно ограничивая себя, получается ограничить их. Значит они приходят, благодаря нам же.
Ограничивший себя, ограничен во всём. Тогда он не может двигаться к Богу, тогда он может только ограничивать себя и ждать, что Бог настигнет. 
Ограничивание себя - это отрицательное действие. По отношению к себе мы больше ничего не можем сделать для Бога. Но по отношению к другим мы многое можем сделать со знаком плюс - доброделание возможно только по отношению к другому. Выйти навстречу Богу я могу не иначе, как только помогая двигаться к Богу ближнему.

* * *

Себя спасать невозможно иначе, чем помогая спасаться другим. Человек - существо социальное. Любовь к себе - это любовь к Богу в нас (к Богу в себе). Это одна любовь на всех. Нельзя любить Бога, не любя ближнего, нельзя любить себя, не любя ближнего и не любя Бога. Потому голод другого - это и мой голод, и Христа голод. Накормить его - это накормить и Христа, и себя. Понятно, что кроме такой духовной пищи, человек, как животное, нуждается в пище обычной, и себя он кормит каждый день не столько духовно, сколько физически. Точно так надо относиться к другому человеку, т.е. понимая его различный голод: и телесный, и душевный, и духовный, и посильно питать голодных. Из этого сердечного переживания и понимания рождается милосердие, способность прощать, любить вопреки, помогать несмотря на...

Но важно оговориться, что спасать нельзя, надмеваясь над другим. Высокомерие, как и самомнение никого не способно спасать - оно губит. И спасаем другого мы не сами по себе, а Христом, который в нас - Христос спасает. Это не просто слова, но корректное и точное описание происходящего в нас. Различать в себе Христа - первый навык христианина. Я - не Христос, но Христос - во мне. Через меня Христос действует в мире. Как говорят в народе, у Бога нет других рук, кроме наших.

Когда же самомнение по-хамски намеревается кого-то спасать, его лучше остановить от пагубы. Сначала приди в себя, обрети Христа в себе, и только тогда действуй - Христом, а не самостью. Самость спасать не умеет, и даже её стремление спасать - губительно. Спасающий - не стремится спасать, а спасает. В нём жива любовь Христова, которая наставляет на всякое верное дело. Спасающий просто любит - Бога, ближнего, себя. Себя он любит не для себя, а для Другого (и Бога, и ближнего). Я нужен себе для того, чтобы было кому предстать перед Богом - иначе как общаться с Ним? Я есть ровно в той мере, в которой предстою Богу. А тот, кто предстоит - спасает, уже одним своим предстоянием спасает. И все его действия находятся в контексте предстояния.

Однако «Бог и намерение целует » - гласит народная мудрость. Тому масса примеров и в жизни, и в литературе. Добрый поступок, спасающий другого, может совершить и несовершенный человек, даже нехороший. И это, в некотором смысле, тайна, которая лишний раз свидетельствует о том, что спасает Бог, а не человек.

Дневники 8 октября; 12-13 ноября 2021

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.